Впервые в истории Венецианского международного кинофестиваля за 69 лет его существования в конкурсную программу попала лента первой женщины-режиссёра из Саудовской Аравии Хайфы аль-Мансур. Картина под названием «Ваджда» номинировалась в категории «Горизонты». Эта лента показывается в рамках внеконкурсной программы и является второй яркой женской режиссерской работой, посвященной проблемам исламского общества. Первой стала картина Миры Наир «Фундаменталист поневоле», торжественно открывшая мероприятие.
Хайфаа Аль Мансур – первая женщина-режиссёр в Саудовской Аравии. В этой стране запрещены кинотеатры. Ее картина повествует о судьбе 10-летней девочки по имени Ваджда, которая живет в городе Эр-Рияд. Героиня фильма пытается выстроить свою жизнь в обход строгих правил арабского общества. Она часто сталкивается со сложностями дома и в школе, с наказаниями за отказ носить хиджаб, за любовь к поп-музыке, за то, что она не прячется от мужчин. Детской мечтой Ваджды становится зелёный велосипед, на покупку которого у неё нет денег. К тому же, в стране девочкам запрещено кататься на велосипеде. Единственным доступным девочке способом заработать деньги становится участие в религиозном конкурсе чтецов Корана. Победа в нём позволит Ваджде получить желанный велосипед и хотя бы раз в жизни порадовать родителей своей набожностью.
На пресс-конференции, посвящённой показу фильма, Хайфа аль-Мансур заявила, что критиковать исламское общество за дискриминацию женщин очень просто. Гораздо сложнее дать толчок позитивным изменениям в сознании мусульман. Однако благодаря стараниям деятелей культуры и просвещённых духовных лидеров нравы в Саудовской Аравии постепенно смягчаются. Так, по решению короля Абдаллы женщины обрели возможность получать основы светского образования и голосовать на муниципальных выборах, а в 2012 году арабские спортсменки впервые приняли участие в Олимпийских играх в Лондоне.
По ее признанию, съемки фильма проходили непросто: далеко не все жители Эр-Рияда способны были вынести вид женщины, из режиссерского кресла указывающей мужчинам, как они должны работать на площадке. «Мне прямо и довольно жёстко запрещали работать над картиной. Однако я не сдалась и призываю всех проявлять твёрдость в подобных вопросах», – подчеркнула режиссер.
Уже после премьеры аль-Мансур призналась, что гордится возможностью снять первый полнометражный художественный фильм у себя в стране. Режиссер получила немалую поддержку со стороны королевской семьи, в особенности от принца Валида Бен Талала, который оказал содействие в съемках данного фильма в королевстве. По словам женщины, королевская семья действительно помогла в организации съемок фильма, а также сказала, что женщины найдут поддержку в королевстве.
Хайфа аль Мансур – первая женщина-режиссер у себя на родине, документалист, принесшая своей стране первую высшую фестивальную награду. Она дочь известного в Саудовской Аравии поэта Абдула Рахмана Мансура, который когда-то и привил ей любовь к кино и литературе. Она надеется, что ее фильмы предлагают иностранному зрителю возможность заглянуть в её страну.
Директор кинофестиваля Альберто Барбера высоко оценил картину первой женщины-режиссера из Саудовской Аравии. «Это первый фильм, снятый режиссером из Саудовской Аравии. А ведь в городах королевства нет кинотеатров. Удивительно, что первым саудовским режиссером, который будет представлять свой фильм на кинофестивале, стала женщина. И она не побоялась показать в своем фильме жизнь мусульманок стране».