Передают от Ибн Масуда (радыяллаху анху), что Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «Кого бы ни убили несправедливо, часть греха за пролитую кровь ляжет на первого сына Адама, ибо начало убийствам положил он» ( Бухари, «Джанаиз». 33)
Первого сына Адама (алейхиссалям) звали Кабиль. Он убил своего младшего брата Хабиля, став первым на Земле, кто пролил невинную кровь.
Согласно некоторым риваятам, причиной убийства стали разногласия братьев из-за женитьбы.
Ислам считает убийство невиновного человека одним из самых больших грехов.
Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «В первую очередь в Судный день между людьми будет расчет за кровопролитие».(Бухари, «Дият»,1). Первыми к ответу призовут убийц.
По Шариату того времени брат мог жениться на сестре, но не на своей двойняшке. Кабиль вопреки запрету захотел взять себе в жены единоутробную сестру, родившуюся одновременно с ним. А его брат Хабиль предупредил его о том, что такой брак невозможен по законам Шариата и посоветовал ему жениться на сестре, рожденной в другое время. Кабиль продолжал отстаивать свою правоту, не обращая никакого внимания на слова брата. Тогда Хабиль предложил принести жертвы Всевышнему Аллаху, чтобы выяснить, кто из них прав. В те времена жертвы приносились разные — из того, что было у человека. Жертву клали на вершину горы, а спустя некоторое время шли туда, чтобы выяснить, принял ли её Господь. Если огонь, спустившийся с небес, уничтожал жертву, это означало, что она принята Всевышним Аллахом.
Хабиль был скотоводом, и для жертвы он выбрал самого лучшего барана из своих отар. А земледелец Кабиль принес в жертву тонкий пучок пшеничных колосьев. Спустя некоторое время Кабиль и Хабиль поднялись на гору и увидели, что животное, принесенное в жертву Хабилем, принято Господом, а тощий пучок колосьев остался нетронутым.(Ибн-и Саад, I, 36).
Не согласившийся с решением Всевышнего Аллаха, Кабиль пришел в ярость и убил своего брата . В Коране об этом так говорится: «Поведай им в истине (Мухаммад) рассказ о двух сыновьях Адама, о том, как они оба принесли жертву и как у одного она была принята, а у другого — нет. И второй сказал: «Раз так, я убью тебя». (Хабил) ответил: «Воистину, Всевышний Аллах приемлет (жертву) только от благочестивых мужей. Если даже ты поднимешь руку, чтобы убить меня, я (все равно) не подниму руки, чтобы тебя убить. Ибо я боюсь Всевышнего Аллаха, Господа миров. Воистину, я хочу, чтобы ты был в ответе за грех против меня и свой грех и чтобы стал обитателем Ада». Таково ведь наказание злодеям. Но внушил ему нафс его (желание) убить брата своего. И он убил его и оказался в числе потерпевших урон. Тогда Всевышний Аллах послал ворона и (велел ему) разгребать землю, чтобы показать (Кабилю), как схоронить бренное тело своего брата. Он воскликнул: «Горе мне! Не в силах я, подобно этому ворону, схоронить тело брата моего». И оказался он в числе раскаивающихся». (Сура «Аль-Маида», 5/27-31)
В одном хадисе сказано:
«Грех от слов двух ссорящихся людей, сказанных ими друг другу во время ссоры, лежит на том человеке, который стал виновником ссоры, при условии, что второй не перешел границ дозволенного» (Муслим. «Бирр», 69).
То есть пока угнетенный не перейдет границы дозволенного, грех будет лежать на виновнике ссоры — зачинателе ее, и вина его увеличивается вдвое, так как к его собственному греху присовокупится еще грех угнетённого им человека.
Если один перейдет границу дозволенного, а второй даст сдачи, и в итоге они оба погибнут, тогда на том, кто начал ссору, будет лежать грех двух убийств, двух преступлений, а на втором — грех одного преступления.
Если тот, на кого подняли руку, не даст ответа, то он будет свободен от греха даже одного преступления. Однако убийца опять же будет считаться совершившим два преступления, и на нем будет лежать два греха. Первый грех — за убийство притесненного человека, а второй грех заключается в том, что он сознательно подвергает себя наказанию быть брошенным в пламя Ада.
Два антипода — Хабиль и Кабиль. Кабиль, как и шайтан, все свои недостатки и изъяны ищет у собеседника. Хабиль же подобен ангелу, ибо им не владеют сомнения, связанные с потребностями нафса, он не теряет самоуважения, не боится опасности быть убитым. Он страшится лишь гнева Всевышнего Аллаха. То есть один из них, как шайтан, упорствует, упрямится в своем заблуждении, другой же устремлен к Всевышнему Аллаху.
Посланник Всевышнего Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил: «Тот, кто в Исламе проложил путь к благой практике, получает воздаяние за это. И за каждого, кто следует за этим. При этом воздаяния и награды, предназначенные идущим по этому пути, не уменьшаются. Если кто-либо в Исламе проложил дорогу к плохой практике, то ему грех за это. И за тех, кто идет по этому пути, и при этом их грехи не уменьшаются» (Муслим. «Закят», 60; Насаи. «Закят», 64).
На человеке, ставшем причиной возникновения зла, всегда будет лежать определенная доля греха, даже если зло совершили другие люди; и наоборот, человеку, ставшему причиной традиции свершения благих дел, всегда будет засчитываться от совершаемых людьми добрых, богоугодных дел.
Посланник Всевышнего Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал следующее: «В будущем в обществе вспыхнут такие раздоры, интриги, беспорядки и подстрекательства, что станет гораздо полезнее и благословеннее пребывание вдали от этого общества».
Саад бин Аби Ваккас (радыйаллаху анху) как-то спросил у Пророка Всевышнего Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям):
«О Посланник Аллаха Всевышнего! Что ты порекомендуешь мне, если в мой дом залез человек и протянул руку, чтобы убить меня?»
Посланник Всевышнего Аллаха ответил: «Будь таким, как сын Адама Хабиль!» (Тирмизи,»Фитан», 29 /2194).
Этот хадис означает, что Ислам велит защищать и охранять пять вещей: душу, ум, веру, поколение (род) и имущество. С человеком, посягнувшим на них, следует вести борьбу. Однако, ведя эту борьбу, нужно придерживаться пути, который указывает Ислам. Не следует забывать о рекомендации Пророка Всевышнего Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), который сказал, что предпочтительнее быть в положении угнетенного, чем угнетателя.