Была собака, весьма искусная в охоте. Владыка очень дорожил животным и везде брал её с собой. Ошейник собаки украшали драгоценные камни, а лапы — золотые и серебряные браслеты, спину же покрывала атласная попона с затейливым узором.
Однажды повелитель в окружении придворных отправился на охоту и, как всегда, взял с собой собаку.
Он был радостен и выглядел очень импозантно в седле, с шёлковым поводком в руке. Вдруг он увидел нечто такое, что тут же омрачило его счастье: любимая собака, совершенно забыв о хозяине, занималась другим делом! Когда недовольный правитель потянул поводок, собака не подчинилась и продолжила грызть лежащую перед ней косточку. Владыка остолбенел и гневно воскликнул: «Как можно в моём присутствии заниматься чем-то посторонним?»
Повелитель был очень огорчён: неблагодарность, вероломство, бесчувственность собаки потрясли его. Он даже не подумал о том, что это всего лишь животное… Ибо несмотря на оказываемые почёт и милость собака вмиг забыла о своём благодетеле. И из-за чего? Из-за какой-то косточки! Падишах велел слугам: «Отпустите это бесстыжее животное на все четыре стороны!»
Недальновидная собака поняла причину гнева своего хозяина, но было уже поздно. Придворные же спросили, нужно ли снять с неё все драгоценности.
Владыка ответил: Нет, оставьте, пусть она уходит! Пусть это животное побудет в безлюдной жаркой пустыне без воды и пищи и почувствует всю горечь утраты ласки и крова, глядя на свои украшения.
Мудрый Фаридуддин Аттар повествует о тех, кто стал пленниками нафса, забыв о милостях Аллаха и печальной участи в загробном мире. Это назидание всем сгубившим свои жизни людям, кто не ценил милостей Творца и потакал низким, примитивным устремлениям. В конце концов они увидят никчёмность и ничтожность безделушек, да будет слишком поздно…
Эту истину подтверждает событие, которое произошло во времена пророка Исы (алейхиссалям). Один еврей, желая стать его другом, попросил: «Я хочу быть рядом, чтобы иметь возможность беседовать с тобой».
Иса (алейхиссалям) согласился, и вместе они отправились в дорогу. Возле реки путники решили отдохнуть и утолить голод. Они взяли с собой три лепёшки, но съели только две. Пророк Иса (алейхиссалям) спустился к реке, чтобы напиться воды. Вернувшись, он обнаружил, что оставшаяся лепёшка исчезла, и спросил у товарища: «Кто взял лепёшку?» Еврей же только пожал плечами.
Пророк промолчал, и они тронулись в путь. Вскоре Иса (алейхиссалям) увидел на дороге олениху с двумя детёнышами, зарезал одного и угостил мясом еврея. После трапезы он велел: «Встань по Воле Аллаха!» Оленёнок тут же воскрес и убежал. Иса (алейхиссалям), повернувшись к еврею, сказал: «Именем Того, Кто продемонстрировал это чудо, я спрашиваю: «Кто взял лепешку?» Человек вновь ответил: «Не знаю…»
Товарищи продолжили путь и подошли к озеру. Пророк Иса (алейхиссалям), взяв за руку еврея, пошёл с ним по поверхности воды словно по твёрдой земле. Затем он ещё раз спросил еврея: «Именем Того, Кто продемонстрировал это чудо, я спрашиваю тебя: «Кто взял лепешку?» Ответ еврея остался прежним: «Я не знаю».
Вскоре путники вышли на пустынную равнину. Пророк сгрёб песок в кучу, соорудил большой холм, а затем сказал: «Стань золотом с разрешения Аллаха!» Песчаный холм тут же стал золотым. Иса (алейхиссалям) разделил деньги со словами: «Одна часть моя, вторая — твоя, а третья — того, кто съел лепёшку!» Ослеплённый видом золота, еврей признался: «Ту лепёшку съел я!» Тогда пророк воскликнул: «Пусть всё золото будет твоим!» После этого он оставил алчного иудея, который некогда желал стать ему другом, но оказался пленником мирского.
А к недальновидному еврею, опьянённому ложным счастьем земного богатства, подкрались два алчных человека. Они увидели золото и решились на убийство, а тот взмолился: «Пощадите! Мы можем поделить богатство на троих. Но пусть вначале кто-нибудь из нас сходит в город и принесёт какой-нибудь пищи. Наедимся досыта, поделим золото, да и разойдёмся с миром!»
Все согласились. Один разбойник отправился за едой, но по дороге ему пришла на ум коварная мысль: «С какой стати я стану делить золото на троих? Добавлю-ка я в пищу яд. Они умрут, а я стану полновластным хозяином сокровищ».
Однако в это же время его сообщники вели между собой такой разговор: «С какой стати мы будем делить золото на троих? Как только наш товарищ вернётся, мы убьём его, потом поедим и поделим золото между собой». Как задумали, так и поступили. Они лишили жизни этого разбойника и стали с аппетитом кушать отравленную еду. Спустя некоторое время, корчась в муках, нечестивцы отдали Богу души. Три алчных человека остались лежать рядом с грудой золота…
Пророк Иса (алейхиссалям) стал свидетелем той картины и сказал ученикам: «Вот это и есть земное, остерегайтесь его!»
Поэт Д. Руми заметил, что нужно жертвовать богатством, благами и жизнью во имя Аллаха: «Отчего человек становится рабом злата? Зачем жемчуга и кораллы, если их не тратить с великой любовью ради Всевышнего? Пресмыкание перед сокровищами свидетельствует о нищете души, с которой мы отправляемся на небеса».
Если человек идёт на поводу слабостей и денег, то атрофируются тонкие струны его души и способность воспринимать истину. Как печален закат дней тех, кто сломлен «чудовищем» собственного естества! Эти люди думают только об удовлетворении желаний плоти и материальных наслаждениях. Для них мысль о смерти становится кошмаром, ибо порождает беспокойство о будущем.
Есть ли радость в жизни, наполненной тревогами и страхом перед будущим, когда каждый вздох приближает нас к смертному часу? Досадно стать пленником ускользающих теней, позолоты и мишуры суетного мира и путником жизни, не сумевшим преодолеть страха смерти! Проницательность человека начинается с разгадывания тайны смерти, которую невозможно постичь без размышлений и труда души.
Земная жизнь — это короткий путь от колыбели до могилы. Она подобна мыльному пузырю, возникшему на миг в бесконечности времени. В таком случае, что может быть горше жизни, проживаемой ради страстей и желаний? Безусловно, смерть придёт к каждому из нас, принося кому злосчастье, а кому милость Всевышнего и прощение. Эти сомнения можно легко отбросить, прислушавшись к божественным откровениям, вырвавшись из плена естества, погрузившись в атмосферу нравственности пророков и извлекая свою долю любви, милости и духовности.