Пожалуй, это один из наиболее частых вопросов, которые мне задают приехавшие посмотреть друзья. Величественное здание с устремленными в переменчивое небо остроконечными минаретами можно увидеть со многих точек Стамбула. Но при этом в любую погоду, будь то залитый солнцем июньский день или промозглое декабрьское утро, снаружи мечеть имеет неизменный серый цвет. Эти камни и мраморные плиты хранят множество историй и легенд.
Голубая мечеть — самая крупная в Стамбуле. Её площадь составляет порядка 250 квадратных метров. Официально она называется мечетью султана Ахмета I, во времена правления которого и была построена. С его именем связаны две легенды, касающиеся возведения Голубой мечети. Традиционно во времена Османской империи мечети строили на средства, которые были добыты в результате победоносных кампаний.
Во времена правления султана Ахмеда не велись войны, поэтому, чтобы увековечить своё имя, повелитель приказал возвести Голубую мечеть на деньги из казны. Другая легенда утверждает, что первоначально султан повелел построить в Голубой мечети четыре золотых минарета. Но произошла путаница, или архитектор не расслышал слово: по-турецки «алтын» означает золото, а «алты» — цифру шесть. Так у Голубой мечети появилось шесть минаретов.
Подобная неразбериха вызвала серьёзное недовольство среди исламских учёных – алимов. Столько же минаретов имела самая почитаемая мечеть в мире – мечеть Пророка Мухаммада. Но выход был найден: вместо сноса двух «лишних» минаретов в Голубой мечети было решено пристроить ещё один в мекканской мечети.
Голубая мечеть – одна из наиболее знаменитых мечетей не только Турции, но и всего мира. Сюда стекаются и миллионы мусульман, чтобы совершить намаз, и миллионы туристов, чтобы поразиться архитектурному шедевру. Так почему же она носит название Голубая?
Для этого давайте пройдём через внутренний двор и зайдем вовнутрь мечети. Её стены покрыты огромным количеством изразцов, выполненных в бело-голубой гамме. Во внутреннем убранстве Голубой мечети использованы свыше 20 тысяч изящнейших керамических изделий. Над их созданием трудились лучшие мастера 17 века – из турецкого города Изника. Эти фабрики прославились своим непревзойдённым качеством и искусством художников. Во время строительства Голубой мечети султан приказал отправлять лучшие работы изникских мастеров для убранства нового мусульманского храма.
В узорах мечети преобладают растительные мотивы. Голубые краски переплетаются с исламской зеленью и алыми тюльпанами и розами – символами Турции. Архитекторы последующих поколений и реставраторы подсчитали, что всего в декоре Голубой мечети было использовано свыше 50 вариаций изображения тюльпанов. Краски внутреннего убранства искусно подсвечивает солнце, которое проникает внутрь Голубой мечети через 260 окон. Часть из них украшена привезёнными из Венеции витражами.
Архитектура мечети сочетает в себе два стиля – османский и византийский. Подобная эклектика родилась благодаря замыслу зодчего по имени Седефкар Мехмет Ага. Он был учеником и помощником знаменитейшего турецкого архитектора Синана и постарался превзойти своего наставника. До того, как взяться за проектирование Голубой мечети, Седефкар Мехмет занимался сооружением водонапорных башен.
Голубая мечеть задумывалась как часть огромного архитектурного комплекса, в состав которого вошли медресе, больница, благотворительные заведения, кухни и караван-сарай. В XIX веке больница и караван-сарай были разрушены.
Читайте также: Голубая мечеть в Ереване