Истинный верующий в любых делах должен обращаться к Аллаху с молитвой, будь это просьба о помощи, о поддержке, о руководстве или наставлении в делах. Истихара — один из способов получить разъяснение относительно тех вопросов, которые вызывают сомнения или нерешительность.
Из хадисов известно, что Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) советовал сахабам обращаться к истихара. Джабир (радыяллаху анху) сообщал: «Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) наставлял нас как следует испрашивать благословения Аллаха во всех делах подобно тому как учил нас той или иной суре Корана.
Он советовал совершить два дополнительных ракаата намаза и сказать: «О, Аллах, поистине, я прошу Тебя помочь мне Твоим знанием и укрепить меня Твоим могуществом, и я прошу Тебя о Твоей великой милости, ибо, поистине, Ты можешь, а я не могу, Ты знаешь, а я не знаю, и Тебе известно всё о сокрытом (от людей)! О, Аллах, если Ты знаешь, что это дело станет благом для моей религии, для моей жизни в обоих мирах и для исхода моих дел, то предопредели его мне, и облегчи его для меня, а потом дай мне Твое благословение на это. Если же Ты знаешь, что это дело станет злом для моей религии, для моей жизни и для исхода моих дел, то отврати его от меня, и отврати меня от него и предопредели мне благо, где бы оно ни было, а потом приведи меня к удовлетворённости им!» (Бухари, «Тахаджуд», 25; «Даваат», 49; «Таухид», 10; Тирмизи, «Витр», 18; Ибн Маджа, «Акаама», 188; Ахмад бин Ханбал, III, 344).
Хадисы об истихара передали сахабы Ибн Масуд, Абу Аюб аль-Ансари, Абу Бакр, Абу Саид аль-Худри, Саад бин Абу Ваккас, Абдуллах бин Аббас, Абдуллах бин Умар, Абу Хурайра, Анас бин Малик (радыяллаху анхума). Они считаются достоверными и нашли место в сборниках «Сахих» Бухари, в книге толкований хадисов «Умдатуль-Каари». Однако между передачами существуют незначительные расхождения в текстах.
В хадисах нет точного указания, какие суры или аяты нужно читать во время совершения намаза истихара. Однако известно о предпочтительном: в первом ракаате после «Фатихи» следует читать суру «Кафирун», во втором ракаате после суры «аль-Фатиха» следует читать суру «Ихляс». Имам Навави подобное предпочтение расценивал как мустахаб — желательное. Имам Газали о предпочтении чтения именно этих сур упомянул в труде «Воскрешение наук о вере».
Процесс совершения истихара включает в себя совершение двух ракаатов намаза, испрашивание совета у Всевышнего относительно конкретного дела или намерения, засыпание в состоянии омовения сразу после молитвы, повернувшись в направлении к Кибле.
Известно, что истихара можно совершать три дня или же семь дней подряд. Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) повторял свои молитвы по три раза, а Анасу бин Малику советовал совершать этот намаз семь раз подряд («Таджрид-и Сарих», IV, 143).
Имам Навави говорил: «Совершающий истихара должен полностью отказаться от внутреннего личного желания и соблазнов нафса, положившись на волю Аллаха. Именно это и будет испрашиванием благ у Всевышнего, а не у самого себя».
(При использовании материалов islamisemya.com гиперссылка на сайт обязательна!)