Вопрос: Чтобы показать низость нафса и подчеркнуть, что он порождает зло, в литературе по тасаввуфу нередко используется сравнение с фараоном. Как нужно понимать такую аллегорию, ведь нафс обладает и позитивными особенностями?
В процессе духовного воспитания для привлечения внимания к исключительной важности вопроса нередко используются резкие и яркие эпитеты. Нафс, о котором сказано с пренебрежением, является самым примитивным и низменным уровнем. Его называют нафс аль-аммара, и он внушает человеку зло.
По мнению имама Газали, нафс представляет собой единое целое, но в зависимости от степени воспитания может именоваться как нафс аль-аммара, нафс аль-ляввама, нафс аль-мульхима, нафс аль-мутмаин, нафс ар-радыя, нафс ар-мардыя, нафс камиль (Имам Газали, «Воскрешение наук о вере», Бейрут, «Даруль Фикр», 1989, т.3, стр. 5).
Нафс аль-аммара — это тёмная бестелесная субстанция (джисми латиф), где сосредоточены низменный ахляк, похоть и вожделение. Он имеет грубый покров, отдаляющий от Всевышнего. Такой нафс — злейший враг человека, ибо очень настойчиво побуждает совершать низкие поступки. Аят указывает на человека, который подчиняется нафсу аль-аммара: «Разве ты не видел того, кто избрал своим богом низменное желание; кого Аллах, исходя из Своего знания, сбил с пути, наложил на его уши и сердце печать, а на глаза опустил завесу?» (Сура «аль-Джасия», 23 / 45).
Такой нафс можно воспитать с помощью зикра, глубокого размышления, намаза, поста и возвысить до степени мутмаин, радыя, мардыя и камиль. Человек, проделавший такую духовную работу, становится неподвластным плохим побуждениям.
Для обуздания нафса нужно иметь веру и проницательность. Низменное начало может не проявляться в некоторых ситуациях, но активизироваться при благоприятных условиях. В «Маснави» есть притча о дрессировщике змей, который нашел в горах спящую зимой большую рептилию. Дрессировщик завернул змею в несколько ковров и притащил её в Багдад. Он надеялся так заработать денег, показывая разные трюки. Но яркое солнце разбудило змею, и она проглотила замершего от страха дрессировщика. Более того, когда любопытные убегали, то передавили друг друга. Мавляна сравнивает человеческий нафс с поведением змеи. В неблагоприятных условиях она кажется мягкой и покладистой. Но стоит почувствовать тепло багдадского солнца, то есть обрести материальное благополучие, власть и общественное положение, как пробуждаются и набирают силу незаметные до этого животное начало и вожделение.
Мавляна так описывает потенциал нафса: «Эй, человек! Твой нафс — страшный дракон. Он жив, даже, когда кажется мёртвым. Он замер, застыл в печали, что не представился поводстать подсобником в грехе. Но вот подвернётся удобный случай, нафс набёрет силу и, как фараон, будет готов на любые бесчинства с теми, кто попадёт к нему в руки.
Бедность и немощность превращают дракона человеческого нафса в безвредного червя. Но общественный рост и деньги сначала делают из него комара, который постепенно становится грозным коршуном. Дракона этого содержи в заточении, в далёких холодных снегах. Не будь глупцом — не тащи его под тёплое солнце Ирака. Смотри в оба! Застывший от холода дракон — твоя безопасность. Стоит ему отогреться, прийти в себя, и ты станешь для него лакомым кусочком. Повергни его и убедись, что он немощен. Не жалей его — он недостоин ни сострадания, ни добра. Как только жаркое пламя похоти прикоснётся к нему, он начнёт неистово бить крыльями, словно потревоженная солнцем летучая мышь. Будь настойчив в борьбе с нафсом, объяви ему войну. И наградой за это станет встреча со Всевышним»(Том III, стих 976—1066).
В каждом мусульманине живёт фараон, там же обитает и дух Мусы. Но те несчастные, кто потерял веру и бессильно пал перед нафсом, погубили Мусу внутри них и остались один на один с фараоном.
Необходимо поощрять, умеренно и мягко относиться к нафсу, который в результате воспитания поднялся на высшую ступень — если духовное начало одержало победу над животным. Шейх Сами-эфенди говорил: «В хадисе-кудси Аллах Тааля подчёркивает: «Будь врагом нафса, потому что нафс восстал против Меня». Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва сяллям) сказал: «Нафс — твой конь, будь мягок с ним». С первого взгляда эти хадисы могут показаться противоречащими друг другу. Внимательно вчитавшись, легко понять, что разногласий в них нет. Сравнение с конём указывает на послушный, обузданный нрав. Когда нафс достигает такой степени, нужно относиться к нему с мягкостью. Достигший степени мутмаинна нафс становится послушным, требует ухода».
Требующий воспитания нафс живёт в тех, кто совершает непристойные, низменные поступки, о ком постоянно появляются сообщения в прессе. Упоминание фараона необходимо для того, чтобы люди приняли как факт потенциально заложенные в них болезни вожделения и неумеренного честолюбия и перестали бичевать себя за любое проявление этих качеств. Наоборот, человек не должен подозревать других в плохих мыслях или поступках, негативно думать о ком бы то ни было. Алимы в уединении советуют ученикам делать намерение «не спасаться от зла людей, но защитить их от своего нафса».