В месяце Рамадан отмечены последние десять дней. Благочестивая Айша (радыяллаху анху) говорила, что этот период Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) посвящал поклонению и служению Аллаху: «В эти десять дней он прилагал столько усилий, как ни в какое иное время» (Навави).
Среди этих дней выделена одна ночь — Ночь Могущества. В Коране сказано: «Лайлатуль-Кадр лучше тысячи месяцев» (Сура «аль-Кадр», 97 / 3).
Последние 10 дней Рамадана — время, когда можно пополнить багаж вечности в многократном размере, если постараться.
Обновление веры, а также очищение истигфаром — вот что советовал делать в это время Пророк (салляллаху алейхи ва саллям): «Пусть в этот месяц вам будут присущи четыре качества. Часто вспоминайте о них. Два помогут достигнуть довольства Всевышнего. Два других же необходимы для вас. Главное из этих четырёх качеств — это свидетельство Единобожия».
Часто повторяйте «ля иляха илля ллах» с осознанием их глубокого смысла. Расулюллах (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «Лучшим из того, что было сказано мною и пророками до меня, являются слова «ля иляха илля ллах» (Самарканди, «Танбих аль-Гафилин»).
Также надо обращаться к Всевышнему с мольбой о прощении и произносить «астагфируллах» («О, Аллах, прости прегрешения мои и прояви милость Свою»)». Многие мусульмане совершают итикаф по мере возможности. Женщинам предпочтительно выполнять это богослужение дома.
Что такое итикаф?
Итикафом называют пребывание в мечети с намерением уединения. По мазхабу Абу Ханифы различают 3 вида итикафа. Первый — это ваджиб, который совершается после данного обета. Если сказать, что обязательно выполню столько-то дней итикафа, это становится ваджибом. В этом случае необходимо совершить итикаф на то число дней, на сколько сделан ният.
Второй вид — сунна, итикаф в последние десять дней Рамадана.
Третий вид — это нафиль-итикаф, для которого нет определённого времени и ограничения срока. Допускается сделать намерение религиозного уединения на всю жизнь. Но в определении минимального срока есть разногласия. Так, по мнению имама Абу Ханифы (рахматуллахи алейхи), нельзя делать ният меньше, чем на один день. Но, по мнению имама Мухаммада (рахматуллахи алейхи), разрешается намерение даже на небольшое время. Есть на это и фетва.
Поэтому каждому мусульманину надо делать ният итикафа при входе в мечеть для того, чтобы получать дополнительный саваб во время намаза или другого поклонения. За итикаф уготовано большое вознаграждение. Поэтому Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) соблюдал его постоянно. Совершающий итикаф человек словно сидит у неких дверей и не уйдёт до тех пор, пока его просьба не будет удовлетворена.
Когда мусульманин, отрешившись от мирского, сидит у «дверей» Аллаха, он получит награду от Него. Цель и дух итикафа — связь сердца со Всевышним, чтобы оно порвало с мирским, слилось с Творцом, наполнилось зикром и любовью.
Искренне совершённый итикаф является одним из лучших деяний. Это уединение сердца, уход от мира и суеты. В итикафе человек постоянно занят поклонением, спит он или бодрствует, и всё время приближается к Аллаху. В хадисе-кудси сказано: «Если верующий приближается ко Мне на одну ладонь, Я приближаюсь к нему на один локоть, и кто идёт шагом ко Мне, тому Я бегу навстречу».
В итикафе человек является «гостем Аллаха», и щедрый Хозяин всегда привечает его. Раб под защитой Всевышнего. Это поклонение имеет ещё множество благ и особенностей.
Для мужчин лучшее место итикафа — мечеть в Мекке, затем в Медине, затем Бейтуль-Макдис, соборная мечеть и мечеть возле дома. Имам Абу Ханифа называл условием мечети, где делается итикаф, совершение пятикратного намаза.
По мнению имамов Мухаммада и Абу Юсуфа, достаточно мечети, соответствующей шариату. Женщина может совершать итикаф у себя дома, а если там не определено место под мечеть, то надо выбрать для этого какое-нибудь другое место в доме.
Абу Саид Худри (радыяллаху анху) рассказывает, что Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) совершил итикаф в первые десять дней Рамадана, затем — во вторую декаду Рамадана, после чего выглянул из шатра и сказал: «Я совершил итикаф в первые десять дней, чтобы искать Ляйлятуль-Кадр, по этой же причине я повторил богослужение во вторые десять дней, а потом мне объяснили, что эта ночь скрыта в последних десяти днях. Поэтому те, кто совершают итикаф со мной, пусть делают это и в последние десять дней. Мне показали эту ночь, а потом заставили забыть. Её признак я видел утром следующего дня: я делал сажда в глину, поэтому ищите её в последние десять дней в нечётных ночах».
Передатчик хадиса говорит, что в эту ночь пошёл дождь, и так как крыша мечети из пальмовых листьев протекала, утром он видел своими глазами, что у Посланника Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) на лбу были следы глиняной жижи.
Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) совершал итикаф в течение жизни. В том году он совершал его весь месяц, а в последний год своей земной жизни — 20 дней. Но чаще всего — в последние десять дней Рамадана, поэтому, по мнению учёных, это сунна-муаккада. Из хадиса известно, что главная цель этого уединения — искать Ляйлятуль-Кадр. Итикаф — очень подходящее время, потому что даже спящий человек считается поклоняющимся.
Во время итикафа верующий никуда не ходит и не занимается мирскими делами, у него нет других занятий, кроме поминания Аллаха. Расулюллах (салляллаху алейхи ва саллям) с наступлением Рамадана в течение месяца совершал много богослужений. Но в последние десять дней он находился в поклонении постоянно, ночи напролёт, и заботился о том, чтобы разбудить домашних. Об этом известно из многих хадисов сборников «Сахихайн».
По сведениям Бухари и Муслима, благочестивая Айша (радыяллаху анха) видела, как в последние десять дней Рамадана её супруг завязывал свой изар (нижняя одежда, оборачиваемая вокруг талии), сам бодрствовал ночью и будил всех в доме. Это может означать большое усердие в поклонении или воздержание от близости с жёнами.
Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) сказал, что человек в итикафе защищён от грехов и получит такой же саваб, как и совершающие благочестивые деяния.
Ибн Аббас (радыяллаху анху) однажды уединился в Мечети Пророка. К нему пришёл человек, дал салям и тихо сел. Сахаб поинтересовался: «Я вижу, ты чем-то озабочен. Что случилось?»
Он ответил: «Я переживаю, потому что должен одному человеку. И, клянусь честью обитателя этой могилы, я не в состоянии отдать его»
Тогда Ибн Аббас (радыяллаху анху) предложил: «Попросить ли за тебя?» Услышав согласие, он надел обувь и вышел из мечети. Гость напомнил ему: «Вы не забыли про итикаф?»
Тот ответил: «Не забыл, но я слышал от обитателя этой могилы (салляллаху алейхи ва саллям) — и не так давно это было — что, если кто-то старается помочь брату, это лучше, чем десять лет молитвенного уединения. А кто совершает итикаф один день, тому Аллах создаёт три рва между ним и адом, равных расстоянию между небом и землёй. И чем дольше будет итикаф, тем больше награда».
Шарани (рахматуллахи алейхи) отмечает, что му`мин, который совершает итикаф десять дней в Рамадан, получит награду как за два Хаджа и две умры. Человеку, который совершит итикаф в мечети от магриба до иша и на на что не отвлекается, кроме намаза и чтения Корана, Аллах Тааля построит дворец в Раю.
Однако помочь нуждающемуся мусульманину лучше десяти лет итикафа. Поэтому Ибн Аббас (радыяллаху анху) пренебрег своим итикафом, ведь его можно возместить, совершив када.
Ибн Аббас (радыяллаху анху) слышал от Пророка (салляллаху алейхи ва саллям), что для Рамадана Рай облагораживают и украшают с начала до конца года. И когда наступает первая ночь этого месяца, то из-под Арша дует ветер, который называется Мусира. От него листья деревьев и петли ворот Рая начинают звучать так прекрасно, и черноглазые гурии выходят из своих домов, вопрошая: «Есть ли кто-нибудь стоящий пред Аллахом, чтобы Он обручил его с нами?» Затем они спрашивают у хранителя Джанната, Ридвана, что за ночь сегодня. Он отвечает, что это — первая ночь месяца Рамадан, и двери Рая открыты для держащих пост из общины Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям).
Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) сказал, что Аллах приказал Ридвану открыть двери Рая, а Малику закрыть двери ада для держащих пост из его уммы. Всевышний повелел Джабраилу (алейхиссалям) спуститься на землю, надеть кандалы на мятежных шайтанов и бросить их в море, чтобы они не испортили богослужение общины Его возлюбленного Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям).
Он также сказал, что Аллах Тааля каждую ночь Рамадана приказывает трижды взывать: «Есть ли просящий, чтобы Я одарил его? Есть ли кто-либо раскаивающийся, чтобы Я принял его раскаяние? Есть ли просящий прощение, чтобы Я простил его? Кто бы дал в долг богатому, который ни в чём не нуждается и возвращает ссуду полностью, ничуть не уменьшая?»
Расулюллах (салляллаху алейхи ва саллям) сказал, что Аллах в Рамадан во время ифтара освобождает из ада миллион грешников. А в последний день священного месяца прощает столько, сколько освободил с первого по последний день Рамадана.
Во время Ляйлятуль-Кадр Аллах Тааля приказывает Джабраилу (алейхиссалям) и с большой группе ангелов спуститься на землю с зелёным знаменем и поставить его над Каабой. И Джабраил (алейхиссалям) открывает два своих крыла только в эту ночь и простирает их с запада на восток. Затем он велит ангелам давать салям каждому стоящему или сидящему в намазе или делающему зикр в эту ночь, пожимать ему руку и говорить «аминь» на его дуа. И так продолжается до утра.
На рассвете Джабраил (алейхиссалям) призывает ангелов возвращаться. Те спрашивают у него, как Всевышний поступил с нуждами верующих из общины Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям). Он отвечает им, что Аллах Тааля обратил на них внимание и простил всех, кроме четырёх. Это пристрастившийся к спиртному, не послушный родителям, порвавший родственные связи и тот, кто из-за злобы разрывает отношения.
Потом наступает ночь Идуль-Фитр — Ляйлятуль джаиза (ночь воздаяния). Наутро Аллах посылает ангелов во все города, они спускаются на землю и встают у начала всех дорог и говорят так, что их слышат все творения Всевышнего, кроме джиннов и людей: «О, умма Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям)! Идите к Господу Щедрому, который одаривает обильно, прощает самые большие прегрешения».
Потом Аллах Тааля спрашивает: «Каково воздаяние мастера, который выполнил свою работу?» Ангелы отвечают: «О, наш Господь! В том, чтобы ему оплатили труд сполна».
Тогда Всевышний говорит: «О, ангелы! Будьте свидетелями, Я сделал наградой за их пост и таравих-намаз в месяц Рамадан Своё довольство и прощение. Мои рабы могут просить у Меня всё сегодня для Ахирата, и Я дам им. А если они будут просить для этого мира, то Я буду смотреть, в чём для них польза. Клянусь Моей Славой, Я буду скрывать их ошибки, пока они будут помнить Меня. Клянусь Моим Величием, Я не опозорю их перед грешниками. Пусть они возвращаются в свои дома прощёнными, Я доволен ими».
И ангелы радуются тому, что даровал Аллах Тааля общине Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям) в день праздника окончания месяца Рамадан.