В хадисе сказано: «Перед наступлением Судного дня будут фитны, подобные частям сумрака темной ночи. Проснувшийся с утра верующим к вечеру станет неверующим, а бывший вечером верующим к утру станет неверующим. Сидящий во время этой фитны лучше стоящего, а идущий лучше бегущего. Поэтому сломайте свои луки, а мечи разбейте о камни. Если кто-либо из вас войдет в дом другого, то пусть будет подобен благородному сыну из двух сыновей пророка Адама» (Абу Давуд, «Фитан», 2).
Что же надо делать мусульманам в такие времена, о которых сказано в хадисе?
Заниматься поклонением
Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) говорил: «Придерживайтесь благого и избегайте скверного! Вас ожидают времена, когда нужно проявить терпение. Вы увидите, как скрытая скупость, преследующая стремление, отдает предпочтение не религии и вечной жизни, а мирской суете. Люди перестанут слушать праведников и последуют за своими собственными мнениями. Тогда заботься о себе. Перестань заниматься людьми. Прожить некоторые дни столь же сложно, как уд ержать в ладони огонь. В такое время мусульманин, который будет совершать благие дела, получит вознаграждение 50-ти человек» (Абу Давуд, «Малахим», 17).
В смутные времена важно не действовать под влияниям чувств, заразившись эмоциями толпы. Поклонения могут спасти человека. Необходимо проявлять больше старания, совершая их и телом, и сердцем.
Уединяться от людей
Саад ибн Абу Ваккас был членом совета из 6 человек, которым благочестивый Умар (радыяллаху анху) доверил выбрать халифа после себя. Когда после этих событий возникли разногласия между разными группами, то Саад удалился в свое имение за пределами Мекки, где занимался разведением овец и верблюдов. Когда сын пытался вернуть его, Саад процитировал ему хадис: «Поистине, Аллах любит богобоязненного, обходящегося собственными силами и незаметного раба».
Когда после убийства благочестивого Усмана (радыяллаху анху) наступили смутные времена, то Абу Ваккас полностью отдалился от людей и не участвовал в конфликте, охватившем мусульманскую общину. В наше время такое уединение может быть возможным не для каждого, но желательно находиться как можно дальше от той среды, где развивается конфликт.
Быть едиными
Во времена смуты мы должны держаться пути Аллаха и не разделяться. Посланник Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «Воистину, люди Писания разделились на семьдесят два течения, и все они будут в огне, за исключением одной общины».
Проявлять терпение
Абу Зарр аль-Гифари (радыяллаху анху) говорил: «Однажды Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) позвал меня, и я ответил: “Вот я перед тобой, о Посланник Аллаха, слушаюсь и повинуюсь”. Он спросил: “Что будешь делать ты, когда обрушится на людей смерть и могила будет стоить столько же, сколько стоит раб?” Я ответил: “Аллах и Его Посланник знают об этом лучше”. Он же сделал мне наставление: “Ты должен будешь проявить терпение”». (Ибн Маджа, 3958).
Терпение – часть веры. Во всех несчастьях, обрушивающихся на нас, в той борьбе, которую мы ведем со своими страстями, сабр всегда был щитом верующего. Такое же терпение мы должны проявлять и во времена смуты.
Отдаляться от вызвавшего смуту
Абу Хурайра (радыяллаху анху) передает, что Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «Настанет время таких испытаний, когда сидящий окажется лучше стоящего, стоящий окажется лучше идущего, а идущий окажется лучше бегущего, и того, кто устремится к этим испытаниям, они погубят. Так пусть же тот, кто сможет найти убежище от них, воспользуется им» (Бухари, 1577).
Чтобы защититься от смуты и предотвратить ее распространение, необходимо отдаляться от вызвавшего ее человека. В противном случае, последовав за своими страстями, не в силах сдержать свой язык, мы можем сами быть втянутыми в нее и даже послужить причиной разрастания смуты.