Книга исследователя Слимана Зегидура «Повседневная жизнь паломников в Мекке» увидела свет в 2008 году. Он стал очевидцем совершения паломничества и описал ритуалы Хаджа.
Мы живем в эпоху расцвета религиозного туризма: любой желающий, независимо от конфессиональной принадлежности, может отправиться в паломнический тур к Стене Плача и другим святыням Иерусалима; пройти сотни километров по пути святого Иакова в Сантьяго-де-Компостела; обойти или, как часто практикуют современные паломники, объехать на такси 88 буддийских храмов на японском острове Сикоку.
Но остаются и неприступные бастионы: женщинам, независимо от вероисповедания, заказан путь на Афон, а в Мекку, центр исламского мира, нет доступа никому, кроме мусульман. Из книги Зегидура, однако, мы узнаем, что кому-то это все же удавалось.
В XVI веке в Мекку под видом мусульманина проник итальянский авантюрист Лодовико ди Вартема, в XIX веке его подвиг повторили немец Буркхардт, англичанин Бертон и голландец Снук-Хюргронье. Одни были движимы любопытством, другие, как исламовед Снук-Хюргронье, — научным интересом, и все они серьезно рисковали.
Неэкстремалам, а также тем, кто не готов ради посещения Мекки принять Ислам (такие среди ученых-исламоведов тоже были), остается довольствоваться описанием паломничества — Хаджа.
Книга французского журналиста и политолога алжирского происхождения Слимана Зегидура интересна прежде всего как свидетельство очевидца. Экскурсы в историю одного из пяти столпов Ислама автору удались меньше. Но этот недостаток восполняет подробное предисловие российского исламоведа Владимира Бобровникова с описанием истории Хаджа и его ритуалов.
Подготовила Людмила Жукова