Правдивость тесно связана с надежностью и доверием. Эта черта характера была присуща Пророку Мухаммаду (салляллаху алейхи ва саллям), которого называли Ас-Садык за его безупречную правдивость.
Правдивость должна быть присуща каждому мусульманину. Трудно представить, что искренне верующий человек будет лжецом. В Коране сказано: «Таково [веление Аллаха]! Если кто чтит запреты, наложенные Аллахом, то это во благо ему перед своим Господом. Вам дозволено [приносить в жертву и употреблять в пищу] домашних животных, кроме тех, которые вам перечислены [в Коране]. Избегайте же скверны идолов, а также лживых речей, пребывая искренними в поклонении Аллаху и не поклоняясь наряду с Ним никому. Тот, кто наряду с Аллахом поклоняется еще кому-либо, он словно упал с неба, и птицы подхватят его [и склюют на лету] или же ветер занесет его на край света» (Сура «аль-Хадж», 22 / 30-31).
Однажды Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) встал сразу после фаджр-намаза, прочитал этот аят и трижды повторил: «Лжесвидетельство приравнивается к идолопоклонничеству» (Абу Давуд; Ибн Маджа).
У Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) как-то спросили о том, может ли верующий быть алчным человеком или трусом. Он ответил, что это возможно. Но когда его спросили, может ли верующий быть лжецом, он пояснил, что такое невозможно (Малик; Байхаки).
Расулюллах (салляллаху алейхи ва саллям) говорил: «Есть четыре качества, обладатель которых является настоящим лицемером; кто имеет одно из них, в том есть признаки лицемерия. Когда такому человеку поручают что-то, он обманывает, когда говорит, он лжет, он дает обещания, а затем нарушает их, а когда поссорится с кем-то, то поступает несправедливо» (Бухари; Муслим).
В хадисе говорится: «Верующий мусульманин может быть подвержен различным человеческим слабостям, кроме лжи и нечестности» (Ахмад; Байхаки).
Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) наставлял: «Самой большой несправедливостью будет ложь брату по вере, в то время как он считает, что вы говорите правду» (Абу Давуд).
Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) подчеркивал: «Поистине, правдивость ведет к благочестию, а благочестие ведет к Раю. Человек продолжает говорить правду, пока его не запишут у Аллаха среди правдивых! Однако ложь приводит к греховности, а греховность — к аду. Человек продолжает говорить ложь, пока его не запишут у Аллаха среди лжецов!» (Бухари; Муслим).
В хадисе сказано: «Если человек любит Аллаха и Его Посланника и хочет быть любимым Аллахом и Его Посланником, он должен быть правдивым, возвращать то, что ему доверили, и быть добродетельным к своим соседям» (Байхаки).
Наши слова должны быть не только искренними, но также наиболее уместными, справедливыми и разумными. В Коране сказано: «О, вы, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и говорите правое слово» (Сура «аль-Ахзаб», 33 / 70).
Искренний верующий должен избегать лжи не только в серьезных вещах, но и в малом, даже в разговорах с маленькими детьми. Мусульманину не следует передавать информацию, если он не уверен в ее точности и достоверности. В хадисе сказано: «Чтобы прослыть лжецом, человеку достаточно просто передавать все, что он услышит от других» (Муслим).
Абдуллах ибн Амир рассказывал: «Однажды Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) гостил в нашем доме, когда моя мать позвала меня: «Подойди ко мне, я тебе дам кое-что». Он спросил женщину, что она собирается мне дать. Моя мать ответила, что хотела угостить меня фиником. Тогда Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «Если бы ты ничего не дала своему сыну, это было бы записано против тебя как ложь» (Абу Давуд).
Создавать о себе ложное впечатление – также форма лжи. Как-то раз одна женщина спросила Пророка (салляллаху алейхи ва саллям), можно ли ей красиво одеваться, чтобы выглядеть обеспеченной. Он ответил: «Если ты будешь создавать о себе ложное впечатление, чтобы люди подумали, что твой муж делает нечто, когда он этого не делает, то ты будешь подобна наряжающемуся ради введения в заблуждение» (Бухари; Муслим).
Есть исключительные случаи, когда человек может сказать неправду, например, введение в заблуждение врага во время войны. Если мусульманин попадет в плен, и его станут расспрашивать о положении армии, ему следует скрывать истинное положение дел. Также можно скрывать правду, когда человек хочет помирить поссорившихся людей. В хадисе сказано: «Если кто-то говорит людям, которых хочет помирить, хорошие вещи друг про друга, он не будет лжецом» (Бухари; Муслим).