{jathumbnail off} Мухаммад Ариф Ривгери (ум. 1237). Золотая силсила, 11-ое звено.
Мухаммад Ариф Ривгери (рахматуллахи алейхи) является одиннадцатым духовным звеном в золотой цепи преемственности наставников пути тариката Накшбандия. Он родился в селении Ривгер, расположенном на севере от Бухары, в семи километрах от Гидждувана. С малых лет он воспитывался у знаменитого праведника Абдулхалика Гидждувани (духовного наставника — муршида, являвшегося предыдущим, десятым духовным звеном в этой преемственности).
Мухаммад Ариф Ривгери придавал огромное значение ибадату (богослужениям) и хизмату (служению людям ради довольства Всевышнего). Нередко он прикладывал усилия для того, чтобы не спать. Говорили, что Хызр (алейхиссалям), видевший в нем духовные старания, обратился ко Всевышнему с молитвой наградить его прозрением, присущим арифам. Благодаря баракату этой молитвы он и в самом деле стал арифом (Из книги «Макамат-и Абдульхалик-и Гидждувани ва Ариф-и Ривгери», стр. 4-5).
Его наставник, хазрат Гидждувани обратился к нему с таким насихатом (наставлением): «Идущий по пути Всевышнего должен хорошо для себя уяснить ценность времени. Он должен знать о своем состоянии, часто давать себе отчет, наблюдая безвозвратность исчезающего мига. Если в это мгновение сердцем человек пробужден и сохраняет внутренний покой, то за живость души он должен быть благодарен Всевышнему, ибо это дар, требующий искренней признательности. Если же ушедшее мгновение было проведено в состоянии гафлета, и человек это осознал, то единственная возможность изменить ситуацию и восполнить пробел – просить Всевышнего о прощении» (Энциклопедия аулия, том 3, 233).
Ривгери (рахматуллахи алейхи), ставший после праведника Гидждувани его духовным наследником, последующие долгие годы провел в наставничестве. Он проявил огромную щепетильность в том, чтобы продолжить духовное образование своих учеников в духе и методах своего наставника.
Ближе к последним годам жизни, подчиняясь требованию времени, он обучил учеников зикру джахри – открытому зикру и разрешил своим ученикам совершать его. народ, не имевший отношения к зикру или же отдаленный от него, используя эту возможность, потянулся к нему.
Он был признан и известен своими знаниями (ильм), просвещением (ирфан), аскетизмом (зухд), таква (богобоязненностью), риазатом (довольством малым), ибадатом (богослужениями), строгим и верным следованием Сунне Пророка (салляллаху алейхи ва саллям). Более того, именно почтительное отношение к суннам Пророка способствовало его духовному преображению и возвышению нравственного статуса.
Преданный последователь и выдающийся знаток сунн Расуллюллаха (салляллаху алейхи ва саллям), проявляющий огромные усилия для их возрождения, сохранения и применения в жизни мусульман, Ариф Ривгери свои обращения к ученикам начинал зачастую такими словами: «Пусть Всевышний благословит всем нам честь украсить свою жизнь следованием Сунне Расуллюлаха (салляллаху алейхи ва саллям) – господина этого мира и мира вечности, самого достойного среди людей, являющегося воплощением высокой нравственности! Всевышний Аллах любит следование ему. Даже мельчайшая толика выполнения его сунн – выше земных наслаждений и благ Ахирата. Истинное достоинство – следовать его Сунне» (Энциклопедия аулия, том 3, 233).
Наставник относился к людям с глубоким уважением, опасался кого-нибудь обидеть, был тактичен и предупредителен. Он придавал огромное значение очищению нафса, заполнению сердца благочестивыми качествами, не признавал запретное (харам); от страха впасть в запретное сторонился разрешенного, в котором могла быть хоть частичка сомнительного или направленность к нему. Ночи проводил в поклонении, дни – в воспитании и обучении учеников.
Мухаммад Ариф Ривгери (рахматуллахи алейхи) благодаря проповеднической деятельности и служению людям ради Всевышнего, неустанному наставничеству стал причиной того, что люди выбирали истинный путь и работали над улучшением своих нравственных качеств, вплоть до того, что некоторые из них достигли состояния аулия (приближенных Всевышнего).
Известно, что в 1237 году, в 634 году по Хиджре, благочестивый Мухаммад Ариф Ривгери покинул этот бренный мир и был похоронен в своем родном селении.
Между страхом и надеждой
Ариф Ривгери (рахматуллахи алейх) рассказывал: «У благочестивого Шакиик-и Балхи была богобоязненная дочь по имени Амина. Однажды она сказала:
— О, мой отец, не называйте меня Амина! Потому что мое имя означает «уверенная, находящаяся в безопасности », но истинно человек может быть уверен, если ему гарантирована свобода от наказания Всевышнего. Я же себя таковой не ощущаю. Более того, я считаю, что живу, окруженная четырьмя опасностями.
Первая опасность — смерть, ее вкусит каждый.
Вторая — боязнь греха. Всевышний Аллах говорит в Коране, в 281 аяте суры «аль-Бакара»:«Страшитесь того дня, когда вы будете возвращены к Аллаху. Тогда каждому человеку воздается по заслугам его. И никто не будет обижен [не по праву]».
Третья опасность — враг. В Коране говорится: «О люди! Вкушайте на этой земле то, что дозволено и чисто, и не следуйте по стопам шайтана, ибо, воистину, он для вас — явный враг» (сура «аль-Бакара», 2/168).
Четвертая опасность — страх за свое будущее. По мере своих сил стараюсь совершать благочестивые деяния, но я же не знаю, как завершится моя жизнь, что меня ожидает дальше.
О, мой отец, даже Вы не знаете, что Вас ожидает в будущем и чем все это закончится!» Девушка произнесла эту речь и ушла из этого мира» (Ариф Ривгери, «Арифнаме», стр 13).
Мудрые высказывания
** Начало духовного образования – счастье, ключ, повеление религии – это тауба и искреннее обращение в молитве ко Всевышнему. Тауба для мумина – самый важный урок, для идущего по пути праведников – главный вирд (Ариф Ривгери «Арифнаме», 5 стр).
** Служи своей жизнью и богатством, не обращайся ни к кому повелительно (будь скромным).
** Выкинуть из сердца мирское и очистить нафс от привязанностей значит иметь со Всевышним живую связь. Именно это является доказательством получения высокой духовной степени.
** Если человек хочет обрести душевное благоденствие, то должен работать над собой, шлифуя свою нравственность до ангельского уровня. Не поддаваться желаниям нафса, подчинить нафс себе. Так пусть очистится он, постоянно поминая Всевышнего, прилагая все старания для того, чтобы сдержать слово, данное Создателю, обещание быть покорным и преданным. Пусть не любит он никого наравне со Всевышним и не надеется ни на кого, кроме Него. Пусть служит праведникам, делающим зикр и служащим людям. Пусть не тратит впустую время свое, не засыпает душой. Пусть поминает имена Всевышнего, и на челе его проявится отражение милостей Творца.
** Главное условие познания Всевышнего (марифатуллах) – очистить желания нафса, сторониться сомнительной пищи, следить за чистотой и разрешенностью пищи.
** Получение бараката и благ марифата – быть на пути Всевышнего.
** Ариф – это человек, который при каждом вдохе посвящает свое сердце Всевышнему, и это состояние продолжается до его последнего вздоха. Но оно хранится в тайне от людей.
** Размышлять над творениями Всевышнего – ключи от веры.
** Если хочешь почувствовать милость Всевышнего, то, получая назидания и уроки, проникая в тайны и смыслы, окинь взором мир Его созданий.
** Порой молчание намного влиятельнее, чем речь.
** Приобрети чистое, правильное и достоверное знание, итикад! Сердце, охваченное гафлетом, внутренний мир, обезображенный недостойным, испачкает все органы. Не это ли свойство нашей души является причиной принятия или же отвержения наших молитв Всевышним?
** Представь себе птицу, на шею которой навешен тяжелый груз, может ли она взлететь? Так же и идущий по пути духовного совершенствования – если излишне привязан к мирскому, то не сможет обратиться ко Всевышнему и не сможет попасть в ту долину, к которой стремился!» (Ариф Ривгери, «Арифнаме», стр1-13).
(Из книги Османа Нури Топбаша «Золотая силсила». Перевод с турецкого подготовлен специально для сайта «Ислам и семья» в качестве ответа на вопрос читательницы Марьям Меркуловой о личности праведника Мухаммада Арифа Ривгери).
Для ощущения атмосферы местности — Бухара, медресе четырех минаретов:
{youtube} x-U-b37CTrI {/youtube}