Благочестивый Баязид Бистами говорил:
«Люби праведных рабов Аллаха, продемонстрируй свою любовь и добейся того, чтобы они тоже полюбили тебя. Всевышний ежедневно и еженощно по 70 раз заглядывает в сердца праведников. Возможно, в одном из них Он увидит твое имя, полюбит тебя и простит твои грехи» (Аббас, Абу Йазид, 70; Сехлеги, «ан-Нур», 99, 115).
Проявление любви к праведным рабам Всевышнего с целью удостоиться прощения, одобрения и любви самого Аллаха, ведет к большому счастью. Однако недостаточно только говорить: «Я люблю праведников, верных рабов Всевышнего». Необходимо доказывать эту любовь своим состоянием и поступками.
Первое условие любви к праведным рабам Всевышнего – относиться к ним с почтением и уважением. Во-вторых, по мере возможностей брать пример с их состояния и поступков, мировоззрения, щепетильности в отношении дозволенного и запретного, их понимания истинного и суеверного, добра и зла, милосердия, сострадания и щедрости, то есть, с личности с ее чувствами, мыслями и поведением.
Однажды благочестивый Баязид Бистами шел по дороге, а некий юноша ступал за ним по его следам. На наставнике была теплая куртка. Юноша попросил:
– О, мой шейх! Не могли бы вы мне дать клок шерсти из вашей куртки, чтобы я получил частицу вашей благодати!
Благочестивый дал ему следующий мудрый ответ:
– Даже если ты наденешь не куртку, а шкуру Баязида, то не получишь никакой пользы от этого до тех пор, пока не будешь жить и вести себя как он (Аттар, «Тезкира», 191).
То есть, для того, чтобы духовно приобщиться к приближенным Всевышнего, прежде всего, нужно по мере своих способностей и возможностей практиковать в своей жизни то, чему научились от них, и пытаться жить их образом жизни.
Благочестивый Хасан Басри говорил:
«О, люди! Не толкуйте превратно хадис: «Человек находится с теми, кого любит» (Бухари, «Адаб», 96). Если вы (по мере своих сил) не будете выполнять деяний праведников, то не сможете стать ими. Ведь иудеи и христиане тоже утверждают, что любят своих пророков, однако не следуют им (своим состоянием, нравственностью и образом жизни)» (Ихья, т. II, стр. 402).
Одним словом, чтобы быть вместе с праведными рабами Всевышнего и занимать какое-то место в их душах, необходимо погрузиться в желаемые Аллахом качества и состояния и пытаться двигаться в указанном этими праведниками направлении.
Благочестивый Баязид Бистами также говорил:
«Того, кто разрушает свой душевный мир чрезмерными желаниями (эгоистическими страстями), завернут в саван проклятия и погребут в почву сожаления. Того же, кто, отказавшись от (заурядных) желаний, отбросит в сторону свой эгоизм, завернут в саван сострадания и погребут в благой земле» (Проф. Сулейман Улудаг, Баязид-и Бистами, стр. 187, TDV Яйынлары, Анкара, 1994).
В этом мире путь к воссоединению с Истиной заключается в способности «умереть раньше смерти». Поэтому необходимо отбросить эгоистические желания и полностью покориться Всевышнему. Это означает с любовью и желанием осуществлять свое служение божественным повелениям и запретам, не испытывая ни малейшего внутреннего дискомфорта или сожаления.
Всевышний создал нас, своих рабов, для того, чтобы мы служили Ему. Наши души находятся под божественным присмотром. В наши сердца Аллах поместил свет веры и назначил великим местом принятия решений. Опять же, Он создал сердце не для сбора бренных интересов, хотя они и дозволены. Тем более не создавал его для свалки эгоистических страстей и заурядных привязанностей.
Наоборот, трон нашей души должен быть предназначен только Всевышнему. Души сотворены для того, чтобы служить зеркалом, отражающим проявления милости, чистоты и ясности имен Всевышнего. Таким образом Аллах пожелал «дружить» со своими рабами.
Великий Творец сообщил благую весть, что не оставит дружащие с ним души верующих без Своего покровительства в момент последнего вздоха, в могиле, во время Конца света, в Судный день. Ведь в священном аяте говорится:
«Знайте, что тем, кому покровительствует Аллах, нечего страшиться и не изведают они горя. Тем, которые уверовали и были богобоязненны, предназначена радостная весть [о доле благой] в этой жизни и будущей — слова Аллаха не подлежат отмене — это и есть великое преуспеяние» (Сура «Юнус», 10/62-64).
Самое большое счастье для души – избавившись от плена бренных соблазнов стать достойным дружбы Всевышнего. Достойно прийти к божественной любви, совершенствуясь во встречающихся на пути божественных испытаниях в терпении, стойкости, благодарности, смирении и преданности.
Первым шагом к этому является способность противостоять своему эго и усмирить его привязанность к недозволенным бренным пристрастиям, мечтам и соблазнам.
На второй ступени необходимо не привязываться чрезмерно к таким дозволенным категориям как супруги, дети, имущество, должности и звания. Следует понимать, что каждый из них является неким средством испытания, ценить их и уделять значение не более того, чем они заслуживают.
На третьей ступени необходимо воспринимать все бренные привязанности как подготовку души к любви к источнику всех видов любви – Всевышнему… Подобно тому, как Меджнун возвысился от любви к Лейле к любви к Творцу… Не следует забывать, что все земные привязанности выступают на положении «Лейлы». Для одних «Лейла» – это представитель противоположного пола. Для других – деньги. Для третьих – должности и звания. А для кого-то – честь и слава.
Если бы Меджнун остался бы зацикленным на Лейле, он был бы в истории человечества одним из многочисленных заурядных Меджнунов, умерло бы и его тело, и его имя. Он нем бы и не вспомнили больше. Однако, использовав бренные привязанности как некую ступень для роста своей души, он перешел от условной любви к истинной, то есть, в результате постижения Всевышнего потерял интерес ко всем земным страстям. Он стал исключительной личностью, которая будет путеводной звездой на горизонте души всех мудрецов и влюбленных до самого Конца света.
(Cпециально для сайта «Ислам и семья»)