facebook
Twitter
Youtube
Vk
GoolePlus
Ok
livejournal

Правила проведения собраний

0

Существует целый ряд правил хорошего тона, которые следует соблюдать людям, собравшимся для обсуждения какого-либо вопроса или для беседы. Они обязательны как для вновь прибывших, так и уже присутствующих на собрании.

1. В первую очередь вошедший в помещение должен со всеми поздороваться. Всевышний повелевает: «О, вы, которые уверовали! Не входите в чужие дома без разрешения и без пожелания мира их обитателям» (Сура «ан-Нур», 24 / 27).

Человек своим приветствием словно спрашивает разрешения присоединиться к компании.

2. Затем присутствующие на собрании люди должны также проявить интерес к вновь прибывшим и усадить их. Правила вежливости рекомендуют встать и уступить своё место, если потребуется. Хозяин мероприятия должен обязательно усадить гостей, не заставляя их стоять на ногах. В Священном Коране сказано: «О, вы, которые уверовали! Когда вас просят на собраниях: «Не толпитесь!», то давайте место [другим], и Аллах даст вам место. А когда вам предлагают: «Вставайте», — то поднимайтесь» (Сура «Муджаделе», 58 / 11).

Аллах установил необходимые правила поведения, которые укрепляют дружбу между мусульманами. По Его повелению, предоставить стулья вновь прибывшим на собрание является проявлением заботы. Также, согласно этикету, необходимо уступать место в транспорте пожилым, больным и немощным членам общества.

3. Всегда и везде, в том числе и на собраниях, необходимо проявлять уважение к старшим и предоставлять им самые почётные места. К старшим по возрасту также приравниваются лидеры — научные, религиозные и государственные деятели.

Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) говорил: «Рассаживайте людей согласно их положению» (Абу Давуд «Сунан», «Адаб», 23). Такое повеление считается неотъемлемой частью воспитания.

4. Вновь прибывшие на собрание не должны ждать, когда их усадят, а занять имеющиеся свободные места. Неприемлемо пытаться вклиниться между сидящими, перелазить через других людей, требовать освободить место. Посланник Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям) предостерегал верующих: «Нехорошо разделять людей и садиться между ними. Вы можете занять место, только получив разрешение» (Ибн Кясир, «Тафсир Корана», 4 / 1326).

5. Нужно ли вставать всем присутствующим на собрании, чтобы поприветствовать одного человека? Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) не позволял этого своим последователям. Если вновь прибывший — высокомерный и надменный тип — требует вставать в своём присутствии, то подобное приветствие недопустимо. Излишне почтительное отношение к недостойным людям создаёт иллюзию их ценности. Если в обществе пользуются уважением жестокие, безнравственные и невоспитанные персоны, то остальные начнут им подражать и порождать зло. Поэтому мусульманские учёные запрещают стоя приветствовать подобных людей.

Разрешается вставать только при появлении личностей, наделённых большими знаниями или опытом, если это не спровоцирует у них гордыню и заносчивость. Ведь основой Ислама является уважение к старшим, а также милосердие и сострадание. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) подчёркивал: «Не из нас тот, кто не воздаёт должное старшим и не любит меньших» (Тирмизи, «Бирр», 15). Поэтому вставание учеников при приближении учителя, приветствие стоя лидеров государства и старших считается необходимым проявлением уважения.

6. В обществе также следует обращать внимание на позу. Находясь в кресле или на стуле, неприлично в присутствии старших закидывать ногу на ногу. При сидении на полу также недопустимо вытягивать ноги, открывать взору аурат или позволять одежде очерчивать контуры тела. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) всегда сидел скромно, поджав под себя ноги («Риязус-салихин», 2 / 211). Человеку в неприличной позе он тактично говорил: «Ты сидишь подобно вызвавшему гнев Аллаха» («Риязус-салихин», 2 / 212).

7. Необходимо быть внимательным ко всем присутствующим на собрании, воздерживаться от слов и действий, которые могут кого-либо огорчить. Недопустимо группе людей вести тайные разговоры, изолируя и игнорируя третье лицо. Также неправильно перешёптываться или переглядываться между собой в чьём-то присутствии. Ведь человек может подумать, что его обсуждают и огорчиться. Иудеи и интриганы обменивались в присутствии мусульман тайными знаками, чтобы посеять смуту среди верующих. В Коране такое поведение названо безнравственным: «Тайная беседа — порождение шайтана, чтобы [посредством неё] заставить скорбеть тех, которые уверовали. Но она нисколько не повредит им, если не будет на то воли Аллаха» (Сура «Муджадаля», 58 / 10).

Только если ситуация требует конфиденциальной беседы, можно спросить позволения собравшихся поговорить с глазу на глаз. В Коране сказано: «О, вы, которые уверовали! Когда вы ведёте тайные беседы, то не сговаривайтесь о греховных делах, о вражде и неповиновении Посланнику, а ведите беседы о добре и благочестии и страшитесь Аллаха, к которому вас призовут» (Сура «Муджадаля», 58 / 9). Согласно этому аяту, предметом тайного обсуждения должно быть только благочестивое.

8. Разговоры на закрытых собраниях подобны кладу. То, что должно быть сохранено в тайне, следует держать в себе и не разглашать окружающим.

9. Желательно находиться в окружении хороших людей, чья жизнь может являться для вас примером. Это повеление Всевышнего: «О, вы, которые уверовали! Страшитесь Аллаха и будьте в числе правдивых» (Сура «ат-Тауба», 9 / 119). Компания высоконравственных людей направляет человека к добрым делам. Пребывание среди нечестивцев толкает ко злу. Даже если кто-то считает, что не подвержен чужому влиянию, то в обществе будут удостоен порицания за совместное времяпровождение с плохими людьми.

10. Тот, кто желает покинуть собрание, должен спросить разрешения. Самовольный уход противоречит правилам хорошего тона. Об этом сказано в Коране: «Мусульмане — исключительно те, которые уверовали в Аллаха и в Его Посланника. Когда они общаются с Посланником по какому-либо делу, то пусть не уходят, пока не получат дозволения» (Сура «ан-Нур», 24 / 62).

11. Если собравшиеся вместе люди расходятся без упоминания имени Аллаха, то совершают грех. Сахабы, перед тем, как попрощаться друг с другом, читали суру «Аср».

После собрания рекомендуется читать молитву, которая загладит вину, если на мероприятии были совершены какие-либо ошибки, за исключением нарушения чьих-либо прав. Этому дуа мусульман научил Посланник Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям): «Господи, восхваляю Тебя! Свидетельствую, что нет Бога, кроме Тебя! Прошу Тебя простить меня и стремлюсь к Тебе всей душой» (Ибн Кясир, 4 / 245).

12. При чихании и кашле в обществе других людей необходимо прикрывать рот платком или хотя бы рукой. Важно, чтобы выделения не попали наружу. Иначе можно испачкаться, побеспокоить или даже заразить окружающих. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) при чихании всегда прикрывал рот рукой (Тирмизи, «Адаб», 2892).

13. Чихнувший вместе с окружающими должен прочитать молитву которая регулирует права мусульман по отношению друг к другу:

Чихнувший: «Альхамдулиллях» (Слава Аллаху)!

Окружающие: «Йархамукяллах» (Да пожалует Аллах здоровье)!

Чихнувший: «Йахдикумуллах ва йаслиху балакум» (Да наставит Аллах и вас на истинный путь и исправит ваше положение).

Поочередное чтение этой молитвы Посланник Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям) назвал Сунной (Тирмизи, «Адаб», «Тешмитю’ль Атыс», 2881). Это правило этикета соблюдается со времён пророка Адама (алейхиссалям) до наших дней.

Чихание становится благом для человека, потому что вместе с выдохом изо рта и носа выбрасываются посторонние вещества. При этом нужно произносить «альхамдулиллях», благодаря Аллаха.

14. Зевота, в противоположность чиханию, является признаком бессонницы и лени. Человек, которому хочется зевнуть, должен постараться подавить своё желание. Если не получается, следует зевнуть беззвучно, прикрыв рот рукой. В хадисе говорится: «Аллах любит чихание и не любит зевоту, которая — от Сатаны. Если кому-то из вас захочется зевнуть, изо всех сил постарайтесь подавить его. Ведь если вы при этом широко раскроете рот, то шайтан посмеётся над вашей беспечностью» (Бухари, 2014;4 / 245).

Share.