Некий падишах направлялся в мечеть на пятничный намаз. Весь народ сбежался, чтобы взглянуть на него. Охранники громко кричали людям, чтобы те посторонились, и, стараясь проложить дорогу падишаху, щедро раздавали народу пинки и удары палками.
В это время случайно затесавшийся в толпу факир получил изрядное количество тумаков. Кровь залила его лицо, и, не выдержав, несчастный бедняк крикнул вслед падишаху: «Ты только взгляни на свою несправедливость и деспотизм!
Если ты так поступаешь со своим народом, то пусть Всевышний Аллах сохранит всех от твоих скрытых притеснений! А ведь ты считаешь, что совершаешь благое дело, идя в мечеть! Если это и есть твоё доброе дело, то кто знает, каковы твои злодеяния?»
Поэт Д.Руми в произведении «Маснави» заметил: «Благо угнетателей таково, а уж о злодеяниях их ты поди сам посуди!»
История знает немало назидательных примеров того, как жестокие, несправедливые, эгоистичные правители наносили душевные раны, причиняли боль, страдания народу. Конец таких властителей был печальным. Наряду с этим существовало немало славных правителей, которые отличались справедливым, честным, полным альтруизма, милосердия, сострадания отношением к народу. Они заслужили одобрения и стали примером для подражания.
Не идти на поводу своих инстинктов, желаний, страстей, не важничать перед людьми — эти качества рабов Аллаха достойны похвалы. Нужно проявлять смирение не для того, чтобы получить свой пай, войдя в доверие к людям. Покорность Всевышнему Аллаху в первую очередь важна для человека.
Гордыня и высокомерие являются противоположностью смиренности. Слава — это настоящее испытание для человека. Жаждущий признания может совершать насилие и притеснять других людей, сам того не замечая. Так в погоне за славой можно стать низким и деспотичным человеком.
Д.Руми сказал так: «Разве камень по весне становится зелёным, покрываясь листвой? Ты стань землёй, дабы могли расти розы и цветы самых разных оттенков!»
Земля получает свою долю от изобилия и благоденствия весны, поэтому на ней произрастают деревья, распускаются разноцветные бутоны цветов. Камень также видит весну, однако не может воспользоваться её дарами… Люди с окаменевшими, очерствевшими сердцами подобны неживым, неодушевлённым созданиям. Для них нет никакого проку от благодатного апрельского дождя. Те, кто не сумели обуздать своё естество, подчиняются лишь своим желаниям и страстям. У таких людей их нафс становится трагическим убежищем и приютом.