Для мусульманина семья — великая ценность. В Коране сказано: «Твой Господь предписал вам не поклоняться никому, кроме Него, и выказывать доброе отношение к родителям. Если один из родителей или оба достигнут преклонного возраста, то не говори с ними сердито, не ворчи на них и обращайся к ним уважительно. Осеняй их крылом смирения по милосердию и говори: ”Господи! Помилуй их, подобно тому, как они [миловали] и растили меня ребёнком”» (Сура «аль-Исра», 17 / 23—24).
Однажды Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) поднимался на минбар и, переступив первую ступеньку, произнёс: «Аминь». На второй он повторил: «Аминь». И, встав на третью ступеньку, ещё раз сказал: «Аминь». Когда он спустился с минбара, сахабы спросили: «О, Посланник Аллаха! Вы произнесли три раза слово «Аминь», но раньше вы этого не делали. Что бы это могло значить?» Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) обратился к ним: «Приблизьтесь!» Когда ученики собрались вокруг него, он продолжил: «Пусть не останется никого, кто не услышит или не поймёт то, что я передам вам».
Расулюллах (салляллаху алейхи ва саллям) поведал о том, что к нему пришёл Джабраиль (алейхиссалям) и сказал: «Пусть будет лишён Милости Аллаха тот, кто дожил до Рамадана, осознал, что находится в месяце поста, но при этом не добился прощения Всевышнего». И я сказал: «Аминь».
Какой урок должен извлечь из этого мусульманин? Это значит, что верующий будет отдалён от милости Аллаха Тааля, если вступит в Рамадан и не прочувствует его, то есть проведёт впустую. Подобного положения нужно опасаться.
Затем Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) объяснил, почему второй раз произнёс: «Аминь». Джабраиль (алейхиссалям) сказал: «Пусть будет лишён Милости Аллаха тот человек, который при упоминании имени Пророка не произнесёт салават».
Скорбно положение верующего, который не знает своего Пророка, не слышит, не чувствует, не осознает величайшее благо, Милость Всевышнего, проявленную в Его Посланнике (саллялялаху алейхи ва саллям), не знает об его мягком нраве, о сострадании, о заботе, о любви к умме.
Джабраиль (алейхиссалям) в третий раз произнёс: «Пусть будет лишён Милости Аллаха тот, у кого состарились родители, а он при этом не заработал Рай (не помогал и не поддерживал их)». И на это Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «Аминь».
Уважение, почтение к родителям — обязанность мусульманина. Если они уже покинули этот свет, то нужно стараться отплатить им долг преданности и благодарности, совершая благие дела ради Аллаха.
Иметь родителей — это великое счастье. Если рядом с мусульманином живут его отец и мать или один из них, то это значит, что он имеет возможность через баракат их дуа заслужить одобрение Всевышнего. Ин ша Аллах, пусть каждый из нас постарается не принадлежать к числу тех людей, на которых указал Джабраиль (алейхиссалям). Быть на их месте — страшная участь.
Поддержание и укрепление семейных уз — сылляту-р-рахим — является одной из важнейших обязанностей каждого мусульманина. Если родственники живут недалеко друг от друга, им следует чаще общаться, навещать, интересоваться делами, оказывать необходимую поддержку, разделять радость в праздники и быть рядом в дни радостей, несчастий или неудач. И даже проживая в разных городах, члены семьи не должны терять связь. Можно продолжать общаться по телефону и находить время для поездок в гости.
В Коране сказано: «Бойтесь же Аллаха, именем которого вы предъявляете друг к другу [свои права], и [бойтесь] разорвать родственные связи [между собой]. Воистину, Аллах [всегда] наблюдает за вами» (Сура «ан-Ниса», 4 / 1).
В этом аяте Создатель призывает людей не разрывать семейные связи, акцентируя внимание верующих на страхе, что говорит о важности кровного родства. Обязанность сылляту-р-рахим предписана Исламом, в первую очередь, близким родственникам, а затем уже соседям, друзьям, коллегам, братьям и сёстрам по вере и, в последнюю очередь, — знакомым.
В Коране сказано: «Поклоняйтесь Аллаху и не признавайте божеством наряду с ним никого. Делайте добро родителям, родственникам, сиротам, беднякам, соседям, как родственникам, так и не состоящим с вами в родстве, собратьям [по ремеслу], путникам и тем, кем вы владеете» (Сура «ан-Ниса», 4 / 36).
Следует всегда помнить, что разрыв семейных отношений и раздоры между родственниками — великий грех. Нужно оказывать помощь исходя из обязательств перед ними, степени близости родства и по мере их нужд.
Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) говорил, что опорой преодолевающему мост Сырат в День Суда послужат две вещи, которые будут находиться по правую и по левую стороны, — это доверенное на сохранение имущество и родственные связи. Тот, кто не исполнил эти обязательства в земной жизни, будет зацеплен большими крюками и покатится в ад (Муслим, «Иман», 329).
В Коране уделяется огромное значение сылляту-р-рахим, что побуждает мусульманина выполнять эту обязанность с особым усердием. Если случилось так, что родственники не оказывают человеку должного внимания, то он всё равно должен стремиться найти общий язык с ними и продолжать их навещать. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) подчеркнул: «Родственные взаимоотношения — не в корысти, а в поддержании связей с близкими даже после того, как они их разорвали» (Бухари, «Адаб», 15; Муслим, «Бирр ва Силя», 10).
Если мусульманин продолжит посещать обидчивых родственников, то в итоге это может порадовать их. И если какая-нибудь из встреч принесёт им удовольствие, поистине, такое поддержание кровного родства считается приносящим баракат.
Кроме того, по Исламу сылляту-р-рахим — великое благо, истинное и неиссякаемое богатство земного мира! Знание об этом передал Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям): «Желающий приумножить достаток и продлить жизнь пусть поддерживает связи с родственниками» (Бухари, «Адаб», 12; Муслим, «Бирр ва Силя», 16, 17).
Кроме посещения и заботы о родных, мусульманин не должен забывать о братьях и сёстрах по вере, искренне справляться об их делах. Тому пример — Расулюллах (салляллаху алейхи ва саллям). Когда он навещал своих сподвижников, то всегда интересовался их радостями и заботами. Он оповестил мусульман, что Всевышний в День Суда укроет в тени Арша семь групп людей, и среди них будут единоверцы, после ссоры помирившиеся ради Аллаха (Бухари, «Азан», 36; «Закят», 16).
Сахабы всегда с большой заботой и вниманием относились к своим родным и близким, постоянно навещали и помогали друг другу.
Чтобы нанести визит, мусульманину следует помнить о советах Пророка (салляллаху алейхи ва саллям): выбирать удобное для хозяев время, чтобы никоим образом не потревожить их во время сна, работы или трапезы; надевать чистую одежду и выглядеть опрятно, чтобы не причинять неудобств внешним видом; навещая пожилых людей — проявлять крайнее уважение в беседе с ними, терпеливо выслушивать и не огорчать резкими словами, рассказывать только хорошие новости и быть с ними добродушными и почтительными; и, наконец, не затягивать свой визит.
Мы должны помнить, что счастье, мир и благополучие заключены в преданности. В узком кругу семьи — это верность членов семьи друг другу: преданность главы семьи, преданность супруги, преданность детей и так далее. Так пусть Всевышний поможет нам быть преданными, любящими, чуткими, довольными своей жизнью верующими! Да будет доволен Аллах теми рабами, которые выполняют Его предписания! Аминь.
(При использовании материалов islamisemya.com гиперссылка на сайт обязательна!)