До начала семейной жизни человек должен задуматься о том, что он ждёт от бракосочетания и что он сам может дать супругу; насколько избранник удовлетворит его ожидания и сможет ли он оправдать чаяния другой стороны. После тщательных размышлений и совета родителей следует в соответствии с традициями сделать выбранному кандидату предложение о браке. Другая сторона также должна тщательно всё обдумать и принять решение.
Если будущие супруги уверены в том, что смогут понять друг друга, то должны честно рассказать о себе и постараться узнать о второй половинке. Не следует иметь завышенные требования, но, с другой стороны, брак не должен заключаться с первым попавшимся кандидатом или из желания чтобы насолить кому-либо. Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) советовал жениху и невесте до свадьбы увидеть друг друга, так как это способствует сближению и взаимному пониманию (Насаи, «Никях», 17).
Можно проводить смотрины, проинформировав противоположную сторону или не ставя в известность. При этом общение юноши и девушки, рассказы о жизни и внутреннем мире очень полезны при принятии решения о браке. Однако не стоит забывать, что между двумя людьми пока нет брачных уз.
Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) назвал критерии, по которым мужчины выбирает себе жену, — богатство, происхождение, красота, а затем добавил: «Выбирайте богобоязненных женщин» (Бухари, «Никях», 15; Муслим, «Рада», 53).
Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) говорил: «Лучшей является та женщина, взгляд на которую приносит радость мужу, выполняющая то, что от неё просят, и не перечащая своему супругу» (Ахмад бин Ханбаль, «Муснад», 251).
Расулюллах (салляллаху алейхи ва саллям) отмечал, что наилучшим благом в этой жизни является праведная жена (Муслим, «Рада», 59; Насаи, «Никях», 16).
Богобоязненностью и высокой нравственностью должны обладать не только женщины, но и мужчины. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) наставлял: «Если к вам с брачным предложением придёт человек, богобоязненностью и нравственностью которого вы довольны, то сыграйте свадьбу. В противном случае на земле возникнут смута и хаос» (Ибн Маджа, «Никях», 4).
Первым шагом к бракосочетанию является обручение. На этой церемонии во всеуслышание объявляется о том, что стороны дали друг другу слово о заключении брака. Часто помолвка нужна для того, чтобы будущие супруги смогли лучше узнать друг друга.
Обручение не является женитьбой или никяхом, поэтому не даёт права на свободные отношения. С точки зрения исламских норм, положение юноши и девушки не меняется после церемонии. Если они хотят встретиться и поговорить, то им следует избегать запрещённого уединения. В хадисах Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) велел не оставаться наедине мужчине и женщине, между которыми нет постоянного препятствия для брака (Бухари, «Джихад», 140, «Никях», 111; Муслим, «Хадж», 424).
Обручение является обещанием жениться, и его беспричинное расторжение считается безнравственным поступком. Ислам хочет, чтобы мусульмане были верны данному слову. Но при этом каждая из сторон обладает правом без объяснения причин отказаться от принятого решения.
Если обручение расторгнуто, то ситуация с подарками сторон может меняться в зависимости от цели. Во время помолвки будущий супруг не выплачивает махра, поэтому данные с таким расчётом золотые украшения и подобные подарки следует вернуть. Разногласия в этом вопросе решаются в соответствии с обычаями.