Однажды Абдуллах бин Джафар (радыяллаху анху) проходил мимо сада, где работал темнокожий раб. На обед тот получил три хлебные лепешки, но в этот момент к садовнику подбежала собака. Человек бросил ей лепешку, и животное тотчас же проглотило ее. Он бросил вторую ― голодная собака съела и ее. Тогда раб отдал ей последнюю лепешку. Удивленный Абдуллах бин Джафар (радыяллаху анху) спросил раба:
― Чем тебе платят за труд?
― Теми тремя лепешками, что вы видели, — ответил тот.
― Зачем же ты все отдал собаке? ― удивился сахаб.
― Здесь никогда не встречались собаки. Видно, она пришла издалека. Я доволен, что она не осталась голодная.
― Хорошо, но что же сегодня будешь есть ты? ― продолжал спрашивать Абдуллах бин Джафар (радыяллаху анху).
― Просто потерплю, раз уж отдал заработанный сегодня хлеб голодному созданию Аллаха, – ответил садовник.
― Субханаллах! Говорят, что я очень щедр. Однако этот раб еще щедрее меня! ― воскликнул сахаб.
После этого Абдуллах бин Джафар (радыяллаху анху) выкупил этого раба вместе с финиковым садом, даровав ему свободу и участок в полное владение (Газали, «Кимйа-и-Саадат», 440).
Ислам призван воспитать чутких, сострадательных и глубоко верующих людей. Чтобы не допустить зарождения вражды между бедными и богатыми, сохранить в обществе равновесие и гармонию, на состоятельных мусульман возложена обязанность выплачивать закят. Наша религия придает очень большое значение понятию инфак (пожертвованию) и высшей форме его проявления ― исару (жертвование тем, что необходимо тебе самому). Ведь главной целью Ислама, после признания единства Аллаха, является воспитание прекрасного, чуткого и утонченного человека, который призван установить в обществе духовное равновесие.
Достижение духовной зрелости возможно вместе с появлением в сердце сострадания и милосердия, проявляющимися в умении делиться тем, что имеешь, и предпочитать нужды других собственным. Это и подразумевает понятие исар.
Милосердие ― это самая сокровенная драгоценность человечества, которая направляет и приближает наши сердца к Аллаху. Му’мин ― щедрый, скромный врачеватель душ. Он способен выполнить любую работу с любовью и состраданием, а также подарить надежду и спокойствие. Искренний мусульманин словом и действием откликается на нужду, страдание и боль других людей, он сразу оказывается рядом с бедными и угнетенными.
Самым лучшим плодом веры является сострадание. В Коране прописаны все нравственные нормы для человечества. В Священной Книге Аллах назван Ар-Рахман (Милостивый) и Ар-Рахим (Милосердный), так как Он является милостивейшим из милостивейших. Это указывает мусульманам на необходимость стремиться к обретению этой добродетели.
Сердце искреннего раба, наполненное любовью к Творцу, окружает заботой и состраданием все создания Господа. Ведь тот, кто любит и жертвует собой ради возлюбленного, делает это с удовольствием и с особой ответственностью. В жертвовании для созданий Аллаха выражается любовь к Всевышнему.
(При использовании материалов islamisemya.com гиперссылка на сайт обязательна!)