«Невозможно упасть ниц перед Обладателем источника жизни и вдоволь напиться из океана духовности, не освободившись от желаний тленной плоти!» Д. Руми
На берегу реки стояла очень высокая кирпичная стена, поэтому невозможно было преодолеть её и добраться до воды. На этой стене сидел изнывающий от жажды бедолага, который напоминал рыбу, вытащенную на сушу. Неожиданно он оторвал от стены кирпич и кинул в воду. Этот всплеск показался ему источником жизни.
Вдохновлённый человек стал вытаскивать кирпичи из стены и бросать их в реку. Вода же воскликнула: «О, дервиш! Что заставляет тебя, словно в панике швырять в меня камни?»
Пересохшим горлом дервиш ответил: «О, вода! В этом есть много пользы для меня, поэтому я не откажусь от своего занятия! Во-первых, звук плеска струй для жаждущего человека подобен музыке. Во-вторых, с каждым оторванным кирпичом стена становится ниже. Значит, о, вода, я приближаюсь к тебе!»
В поэме «Маснави» сказано: «Обладатель разума! Несомненно, стена становится короче с уменьшением количества кирпичей. Чем ниже преграда, тем ближе вода. Оторванные камни приближают спасение. Поклонение Аллаху возможно, если разобрать плотно подогнанные кирпичи в стене нафса. Разрушенная стена естества освободит дорогу к Аллаху. В Коране велено: «Делай сажда и приближайся!»
Пока стена нафса высока, она препятствует земному поклону. Невозможно упасть ниц перед Всевышним и вдоволь напиться из океана духовности, не освободившись от желаний тленной плоти. Быстрее всех разберёт камни стены тот, кто сильнее испытывает жажду. Он станет отрывать самые крупные части от стены нафса, являющегося преградой. Опьянённый плеском воды человек не услышит иных звуков. Как счастлив тот, кто считает жизнь благоприятной возможностью выполнить обещание и заранее выплатить свой долг!»
Шейх Саади дал такое определение человеку: «Несколько капель крови, тысяча тревог, забот и беспокойств».
Стена, ставшая преградой к многоводной реке, — это нескончаемые человеческие желания, заслоняющие путь к постижению Истины, и негативные черты характера: эгоизм, высокомерие и надменность. Река же — это божественная любовь и познание Аллаха, марифатуллах. Люди, жаждущие приблизиться ко Всевышнему, всю жизнь искренне желают встретиться с ней. Каждый глоток воды этой реки любви и знания подготавливают их к блаженству Рая.
Для познавших Всевышнего сердец этот мир полон тайных, сокровенных смыслов, вручённых для осознания разумом. Рабы Аллаха могут достичь совершенства в богослужении в зависимости глубины своей духовности. Поэтому прискорбно вести пустую, безнравственную жизнь, не внимая голосу разума. Розовые тона страстей и желаний бренного мира сменятся чёрными красками печального конца. Смех же обернётся скрежетом зубов.