Зухд и аскетизм – это не бедность, а состояние души, необходимое каждому верующему вне зависимости от его финансового и социального положения. Если человек по Воле Всевышнего беден, однако стремится к роскоши, он не может считаться аскетом. Ибо зухд подразумевает отстранение от мирских соблазнов по собственной воле и умение довольствоваться малым.
Прекрасное определение зухду дал Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям): «В этом мире быть захидом не подразумевает различение халяльного и харамного, ни отказ от материальных богатств. В этом мире быть захидом – значит надеяться на то, что принадлежит Аллаху, а не на свои средства. Быть захидом означает упование на Его награду в беде до тех пор, пока проблема не решилась» (Тирмизи, «Зухд», 29 / 2340).
Поэт Д.Руми говорил: «Мирское приводит к забвению Аллаха. Здесь не идет речи об обладании золотом, тканями, женщинами и детьми. Всё, что отвлекает тебя от поминания Аллаха и приводит к Его забвению, и является твоим мирским».
Один из воспитанников шейха Накшибанда, Мухаммад Париса, по дороге в Мекку заехал в Багдад. Там он увидел молодого юношу-менялу. Посчитав, что тот неустанно занят общением с клиентами и всё своё время проводит в погоне за прибылью, он сильно огорчился и подумал: «Горе тебе! Вместо совершения богослужений ты отдался мирским занятиям!»
Но когда он стал читать дуа, то с удивлением заметил, что сердце юноши-менялы постоянно пребывает с Аллахом. Его руки были заняты мирскими делами, а сердце неустанно поминало Всевышнего. И тогда Мухаммад Париса воскликнул «Машаалах! Его сердце является духовно здоровым».
В Хиджазе Мухаммад Париса встретился с седовласым стариком, который слезно взывал к Аллаху, и с сожалением вздохнул: «Эх, и мне бы так помолиться». Но когда он обратил внимание на сердце старика и увидел, что все его дуа совершаются ради достижения никчемной цели, то его сердце охватила печаль.
Поэтому мерилом истинного богатства является не число нулей на банковском счете и толщина бумажника. Это довольство малым и раздача садака искренне, от всей души. И умение быть захидом означает ограждение сердца от мирского, будучи богатым или бедным. В делах земных важно всегда думать об Ахирате и оградить сердце от беспечности.
Благочестивый Д.Руми сравнил человека с судном, плавающим в море: «Если вода находится под дном корабля, то она будет опорой для судна. Но если волны начнут попадать вовнутрь судна, то это приведет к кораблекрушению». Поэтому, если не защитить сердце от любви к земным благам, даже маленькая частица мирского может разрушить духовность.
Как в богатстве, так и при бедности нужно обладать терпением. Только так можно получить награду от Всевышнего, ибо крайне непросто иметь огромное состояние или находиться в сильнейшей нужде. В обществе очень мало таких людей — благодарных богачей и терпеливых бедняков.
В беспечных сердцах при непомерном состоянии или нищете проявляется один и тот же грех — бесчестие. Ведь богатство подстегивает алчность, а бедность делает человека нетерпеливым. В итоге человек становится способным прибегнуть к недозволенным методам обогащения. Поэтому Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) молился: «О, Аллах! Прибегаю к Твоей защите от бедности, вынуждающей забывать, и от развращающего богатства» (Ибни Абди Барр, «Джамиу Баяниль ильм ива Фадлих», 1 / 727).
В хадисе подчеркивается, что бедность, которая вынуждает человека восставать против повелений Всевышнего Аллаха, так и развращающее богатство по степени греховности равносильны друг другу.