Вчера я проходила мимо кладбища и поразилась тем, что могилы двух людей расположены близко друг к другу. Раньше я не обращала на это внимание (хотя и часто бывала здесь). Лишь сегодня представилось, вдруг эти два человека ещё при жизни не могли переносить присутствие друг друга? Каково же им теперь? Так и хочется спросить: «А там, вы можете находиться рядом?». Мой вопрос обращён не только к захороненным в этих могилах, но и ко всем людям, всему миру, к тем, которые не могут терпеть друг друга, а так же, в первую очередь, к своему нафсу. Только представьте, что вас похоронили рядом с тем, кого вы не любили…
Ну, а если вы были похоронены раньше него, и, собрав ваши останки в одну сторону, рядом с вами положат его тело… И шанса на протест уже не будет.
Какие же отношения будут происходить между людьми в Ахирате?
Будет ли продолжаться дружба, вражда? Или совсем не останется никакой информации об этом, всё уйдёт после нашей смерти вместе с нами? Или же в мире ином враги смогут стать друзьями, а друзья — врагами, ненависть — любовью, а любовь — ненавистью? Ответы на все эти вопросы я смогла найти в Священном Коране.
«Друг в Тот День становится врагом другу, за исключением богобоязненных» (Сура «аз-Зухруф», 43 / 67). Данным аятом Всевышний Аллах сообщает нам о том, что в Ахирате дружба может превратиться во вражду. «Воистину, такова будет перепалка обитателей Ада» (Сура «Сад», 38 / 64). И какая это горькая правда!
В последующих аятах можно проследить страшное положение неверующих: «[Предводителям неверных] скажут: «Это — толпа [ваших последователей], которых ввергнут вместе с вами [в ад]». [Предводители воскликнут]: «Им нет приветствия, воистину, им надлежит гореть в огне!»» (Сура «Сад», 38 / 59).
«[Последователи же] вскричат: «О нет! Это вам не будет приветствия. Это из-за вас нам уготован ад. И мерзко же это местопребывание!»» (Сура «Сад», 38 / 60).
«[Последователи] воззовут: «Господи наш! Тем, кто уготовал для нас этот [ад], умножь кару огнем» (Сура «Сад», 38 / 61).
В Ахирате некоторые люди будут проклинать друг друга. Всевышний передаёт нам это в Коране через слова Пророка Ибрахима (алейхиссалям):
«[Ибрахим] сказал: «Вы стали поклоняться вместо Аллаха идолам только из-за взаимной привязанности, которую питаете друг к другу в этом мире. Но потом, в День воскресения, одни из вас станут отрекаться от других, одни будут проклинать других. И пристанище для вас — адский огонь, и не будет у вас защитников»» (Сура «аль-Анкабут», 29 / 25).
Подобную сцену из Ахирата можно увидеть и в других аятах:
«[Аллах] скажет: «Войдите в Ад вместе с людьми и джиннами, которые ушли [из жизни] задолго до вас». Каждый раз, когда входит [в Ад] какой-либо народ, он проклинает подобный себе [по вере]. Когда они соберутся в Аду все вместе, то последователи скажут о своих предводителях: «Господи наш! Вот они и сбили нас с пути веры: воздай же им в аду наказанием вдвойне». [Аллах] скажет: «Каждому [из них] воздается вдвойне, но вы не ведаете об этом»» (Сура «аль-А’раф», 7 / 38).
«И скажут предводители своим последователям: «Вы ничем не лучше нас. Вкусите же наказание за то, что вы творили»» (Сура «аль-А’раф», 7 / 39).
Теперь посмотрим, каким образом враждующие люди становятся друзьями:
«Не равны добро и зло. Отринь [зло] тем, что лучше, и тогда тот, с кем ты враждуешь, станет таким, как твой близкий друг» (Сура «Фуссилят», 41 / 34). В данном аяте раскрывается смысл, что из-за добродетельности к окружающим, дружба становится истинной. И поэтому наши мысли и деяния, должны быть искренними, направленными в положительную сторону. Не надо поддаваться своему нафсу! А это значит, что мусульмане должны стать друг другу братьями и сёстрами.
«Держитесь все за вервь Аллаха, не распадайтесь [на враждующие группировки] и помните о милости Аллаха к вам в то время, когда вы враждовали друг с другом. Он примирил ваши сердца, и вы стали братьями по Его милости. А меж тем вы были на краю пропасти огненной, и Он спас вас от нее. Так разъясняет Аллах вам Свои знамения, — может быть, вы ступите [все же] на прямой путь» (Сура «али Имран», 3 / 103).
Конечно, будет сложно сделать такой шаг, о котором Всевышний говорил нам в предыдущем аяте — стать близкими, как братья и сёстры. Вся ненависть, накопившаяся за жизнь, должна будет стереться из памяти и сердца, но это не так легко. Путь к решению этой проблемы лежит через ду’а:
«А те, которые придут [в этот мир] после них, воскликнут: «Господи наш! Прости нас и наших братьев, которые уверовали раньше нас! Не насаждай в наших сердцах ненависти к тем, кто уверовал. Господи наш! воистину, Ты — кроткий, милосердный»» (Сура «аль-Хашр», 59 / 10).
Но если затронута личность мусульманина, что делать в этом случае?
«Рабы Милостивого — это те, которые ступают по земле смиренно, а когда невежды обращаются к ним, говорят: «Мир!»» (Сура «аль-Фуркан», 25 / 63).
При возникновении вопроса о том, должны ли быть враги у человека, достаточно вспомнить о шайтане и собственном нафсе, они стараются препятствовать каждому человеку.
Этот мир и всё, существующее в нём, бренны. Если сегодня мы живы, то завтра нас может не быть. «Тех, кто следует прямым путем, Аллах укрепит в праведности, а за праведные дела Он вознаградит их наилучшей наградой и воздаянием» (Сура «Марйам», 19 / 76). По смыслу данного аята, мусульмане не должны быть обиженными друг на друга, а, наоборот, между ними должна быть такая дружба, которая будет принята Аллахом. Но если вы обиделись на кого-нибудь, то тем более не следует допускать, чтобы обида превращалась в ненависть. Простить и не обижаться сложно для нашего нафса, но даже при этом нужно стараться поступать именно так. Если будешь другом приближенному к Аллаху, дружба станет вечной, так как Аллах — Вечно Живой. Мы должны любить рабов Аллаха ради Него Самого. А если не получается, тогда относиться к ним снисходительно. Нет никакой пользы от вражды, потому и злиться надо не на человека, а на его плохой поступок. Не надо забывать, что из-за сердца, переполненного ненавистью, человек не сможет зайти в бесконечный и благоухающий Рай. Всевышний Аллах сообщает своим рабам: «И Мы исторгли из сердец [людей] ненависть [взаимную], и они, как братья, восседают на ложах, обратившись друг к другу» (Сура «аль-Хиджр», 15 / 47).
Благодаря выше приведённым аятам начинаешь понимать, в каком положении могут находиться те два человека, захороненные рядом друг с другом. Действительно, если эти люди толкали друг друга в Ад, но при жизни были весьма близки друг к другу, то в Ахирате они станут настоящими врагами (как сказано в 67-м аяте 43-й суры «аз-Зухруф»). Но если они были врагами… и оба войдут в Рай? Разве станут они тогда говорить: «Нет, моя ненависть мне дороже, я не пойду с ним в Рай»? Так или иначе, истинные отношения между ними ведомы только Аллаху, а то, кем были они друг другу, проявится в Судный День.