Существует несколько различных точек зрения и теорий на происхождение арабской каллиграфии. Некоторые базируются на легендах и метафизических гипотезах, которые не имеют под собой достоверной основы. Однако обнаруженные на севере Аравийского полуострова надписи немного пролили свет на происхождение арабской каллиграфии.
Есть несколько основных точек зрения:
— Вдохновение от Всевышнего. Сторонники этой точки зрения считают, что письменность даровал Аллах, который научил Своего пророка Адама (алейхиссалям) всем словам.
— Историческое происхождение. Те, кто поддерживают это мнение, ссылаются на образцы арабской каллиграфии, найденные в йеменском Химйрите. Однако это суждение не имеет сколь бы то ни было веских вещественных доказательств, так как ученые не обнаружили связи между письменностью народа Йемена к каллиграфией арабов на севере страны.
— Происхождение из древнего Египта. Согласно этой теории, иероглифическое письмо является старейшим звеном в цепи, ведущей к арабской каллиграфии. Эта точка зрения сейчас наиболее распространена. Иероглифическое письмо было изменено финикийцами, которые превратили его в алфавит. В 16 веке они учили ему греков, а затем алфавит из Греции распространился в другие европейские страны.
— Современная точка зрения. Рассмотрев различные мнения, приверженцы этой теории считают, что арабы познакомились с каллиграфией в современную эпоху в результате эмиграции из центра Аравийского полуострова в более цивилизованные регионы. В этих районах арабы отказались от кочевнического образа жизни и перешли к оседлому.
Столицей набатейского королевства стала Петра. Вскоре они изобрели каллиграфический стиль на основе арамейского, который впоследствии стал известен как почерк набатаен. Набатейское королевство исчезло в конце второго века н.э., но стиль каллиграфии сохранили и продолжали использовать арабы, которые переехали с севера. Впоследствии арабская каллиграфия прошла через разные этапы и обрела нынешний вид.