Ибрахим (алейхиссаллям) получил от Всевышнего истинные знания и стал призывать людей к Исламу. Однажды по пути из Вавилона в Шам пророк сказал: «Я иду к моему Господу, который наставит меня на прямой путь. Господи, даруй мне праведного (сына)» (Сура «ас-Саффат», 37 / 99-100).
Всевышний одарил Своего пророка сыном. Спустя некоторое время по Воле Аллаха он отвёз свою жену Хаджар и Исмаила (алейхиссаллям) в Мекку и, оставив их там, вернулся к Саре в Палестину.
После этого он периодически навещал Хаджар и Исмаила. Однажды, будучи в Мекке, Ибрахим (алейхиссаллям) увидел во сне, что должен принести мальчика в жертву. Сон трижды повторился 8-го, 9-го, 10-го числа месяца Зуль-хиджа. Пророк понял, что это повеление Аллаха, и сказал Хаджар вымыть и надушить благовониями Исмаила (алейхиссалям). Он сказал супруге, что собирается взять мальчика в гости к своему другу. А ребёнку сообщил: «Сынок, я буду приносить жертву ради Всевышнего», и велел захватить верёвку и нож.
Когда он отправился с сыном в направлении горы Арафат, чтобы исполнить повеление Создателя Аллаха, шайтан пришёл к Хаджар и стал расспрашивать, куда её супруг повёл сына.
— К другу, — отвечала женщина.
— Нет. Он взял его с собой для того, чтобы принести в жертву.
— Ибрахим очень любит сына, — возразила мать.
— Но хочет принести его в жертву по приказу Всевышнего, — не унимался шайтан.
— Если таков приказ Аллаха, пусть Ибрахим совершит это, — сказала Хаджар.
Когда шайтан понял, что не сможет обмануть женщину, он предстал перед Исмаилом (алейхиссаллям) и поинтересовался:
— Ты знаешь, куда ведёт тебя отец?
— К своему другу, — ответил мальчик.
— Нет. Он ведёт тебя на гору Арафат, чтобы принести в жертву, думая, что это приказ Аллаха.
— Если это повеление Всевышнего, то мы с радостью исполним его, — сказал Исмаил (алейхиссалям) и забросал шайтана камнями.
После этого шайтан обратился к Ибрахиму (алейхиссалям): «О, старик! Куда ты ведёшь своего сына? Ведь тебя во сне обманул шайтан».
— Это ты — шайтан. Немедленно убирайся от нас, — после этих слов Ибрахим (алейхиссаллям) трижды закидал шайтана камнями. Так появился обряд Хаджа — бросание камней в столб Джамарат,, а Ибрахим и Исмаил (алейхимусаллям) стали примером покорности и упования на Всевышнего для всех мусульман вплоть до Судного дня.
Когда отец с сыном достигли горы Арафат, Ибрахим (алейхиссалям) поведал сыну о своём намерении. Мальчик спросил:
— Это повеление Аллаха?
— Да, — ответил отец.
— О, мой отец! — воскликнул тогда ребёнок. — Сделай то, что приказано тебе! Если будет на то воля Аллаха, я проявлю терпение. О, отец! Когда Немруд бросил тебя в огонь, ты проявил терпение и заслужил довольство Всевышнего. Я тоже готов стать жертвой ради Аллаха. Покинув тебя, я встречусь со своим Господом. Оставив мирские блага, я обрету райские. Мне тяжело лишь потому, что я думаю о тебе — ведь ты никогда не сможешь забыть, как принёс в жертву сына собственными руками. О, мой отец! Если бы ты мне сказал об этом раньше, я бы попрощался с мамой.
— О, сынок! Я боялся, что твоя мать проявит недовольство, — вздохнул пророк Ибрахим (алейхиссаллям) (Хаким, «Мустадрак», 2, 605-606; Табари, «Тарих», 1, 263-278).
Исмаил (алейхиссаллям) проявил великую покорность. Он был готов пожертвовать собой ради Всевышнего и попросил: «О, отец! Свяжи мне крепко руки и ноги, чтобы от боли я не проявил непокорность. Будь осторожен, чтобы кровь не забрызгала твою одежду, пусть нож будет острым, чтобы я легко расстался с жизнью. Не смотри на моё лицо, иначе отцовская любовь охватит тебя, и ты не сможешь вовремя выполнить повеление Аллаха. Отнеси мою рубашку маме: пусть это будет для неё утешением. И скажи ей, что её сын вернулся к своему Господу».
После этих слов Ибрахим (алейхиссаллям) зарыдал. Воздев руки, он просил Аллаха: «О, мой Господь! Дай мне терпение в этот момент и окажи Свою Милость».
Исмаил (алейхиссалям) также обратился к Аллаху: «О, мой Господь! Даруй мне терпение и выносливость. Я вижу, что раскрылись врата небес и ангелы в изумлении пали ниц, говоря: «О, Всевышний! Один пророк хочет принести в жертву другого пророка ради Тебя. О, наш Господь! Будь милостив к ним. Доказательство любви к Аллаху — исполнение Его приказов».
Эти слова придали Ибрахиму (алейхиссаллям) силы. Он уложил мальчика и сказал: «О, мой любимый сын! Прощай до Судного Дня, когда мы вновь встретимся с тобой». Пророк занёс над ним нож, и в этот миг Всевышний велел ангелу Джабраилю (алейхиссаллям): «Иди и отверни нож». Тот в одно мгновение исполнил приказание Аллаха. Ибрахим (алейхиссалям) вновь с силой занёс над мальчиком руку, но и в этот раз нож не резал.
Тогда Милостивый Господь миров сказал: «Воистину, Ибрахим проявил покорность и преданность». После этого Джабраиль (алейхиссаллям) по приказу Всевышнего заменил Исмаила (алейхиссалям) бараном из Рая. Услышав такбир, Ибрахим (алейхиссаллям) произнёс: «Ля иляха илля-ллаху ва-ллаху акбар», а Исмаил (алейхиссалям) добавил: «Аллаху Акбар ва лилляхи-ль-хамд». Теперь все мусульмане повторяют этот такбир после каждого намаза в дни праздника Курбан-байрам. Это является сунной пророков Ибрахима и Исмаила (алейхимуссаллям).
После этого жертвоприношения отец с сыном, испытывая благодарность Всевышнему Аллаху, вернулись домой. Мать правоверных Хаджар крепко обняла Исмаила (алейхиссаллям).