Однажды Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) вместе со своими сахабами сидел на коленях во время трапезы. Увидев его коленопреклонённым в кругу учеников, один бедуин стал надсмехаться, не понимая, как духовный лидер, лидер государства может быть на равных со своими подданными. Кочевник грубо сказал Мухаммаду: «Что это за странная манера сидеть!» и обрушился ругательствами.
Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) ответил ему: «Всевышний создал меня рабом, знающим честь и скромность, и сделал из меня раба, послушного и скромного, а не грубияна и упрямца» (Абу Давуд, «Атима», 17 / 3773). Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) пояснил, что никогда не будет вести себя как человек, побеждённый гордыней или высокомерием.
И каждый день его сподвижники видели множество тому подтверждений. Дядя Пророка, благочестивый Аббас (радыяллаху анху), сильно переживал, что его племянник в общении с людьми постоянно терпит унижения. И поэтому очень хотел, чтобы Мухаммад, как и все лидеры общества, сделал себе особенное место или трон и, таким образом, освободился от многих проблем, связанных с взаимоотношениями между людьми. Но Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) был настойчив: «Нет, я должен находиться среди них, пока Всевышний не заберет меня к себе, и пусть они рвут на мне одежды, беспокоят пылью, которую поднимают вокруг меня [создают различные сложности и чинят препоны], я должен остаться с ними» (Ибн Сад, 2, 193; Хайсами, 9, 21). А верующих он предупреждал: «Му’мин, находящийся среди людей и переживающий сложности, принимающий всё, что исходит от них негативного, намного благостнее того мусульманина, который отдалился от них и не может терпеть учиняемые ими страдания» (Тирмизи, «Кыйамат», 55 / 2057).
Поэт Руми писал: «То, что луна не боится темноты и ночи, а терпит её, это только ещё больше наполняет луну светом и блеском. То, что роза терпит рядом с собой шипы, это придаёт ей глубокий аромат и необыкновенной красоты цвет», «То, что Пророк Всевышнего терпит от неверующих невежд оскорбления — обращает их к Всевышнему — они становятся истинными его рабами и являются победителями духа», «Если ты сможешь терпение своё сделать прекрасным, оно окрылит тебя, и ты сможешь подняться высоко-высоко. Посмотри на благочестивого Мустафу Мухаммада, терпение привело его к Мираджу и подняло его к небесам, и возвысило до такого состояния, что он говорил со Всевышним».
Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) любил своих сподвижников и всю свою умму, и это чувство помогало ему выдержать все сложности, которым он подвергался. Он нёс людям знания об истинной вере, указывал пути спасения, и это его огромное желание не давало повода жаловаться. Он постоянно обращался к своему Господу со словами: «Моя умма, моя умма (помоги ей)». Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) ради того, чтобы его умма обрела счастье в вечной жизни, готов был выдержать все испытания. Таким же образом ведут себя и праведники — верующие, следующие по пути своего Пророка (салляллаху алейхи ва саллям). Они не вовлекаются в споры, их не оскорбляет грубость, их не выводят из себя ошибки и недостатки других людей, они готовы пожертвовать своим временем и даже жизнью, чтобы помочь им исправиться. Это и является проявлением их знания, просвещённости души и человечности. Проявление истинного знания — это хороший, покладистый, доброжелательный характер, а знание внутренней сути вещей в свете Ислама означает умение хорошо обходиться с людьми. Поэтому, когда люди не могут выносить на пути Всевышнего сложности и страдания, то и не понимают сути многих вещей, и, подверженные гневу, ведущиеся на провокации, вовлечённые в смуту, выказывают своё духовное невежество. Проницательные му’мины, воспитанные на основе Ислама, давая решительный отпор недругам и врагам, не изменяют своему благородству. А те же, кто не обладает этими знаниями, грубы. Ибн Аббас (радыяллаху анху), читая 34-й аят суры «аль-Фуссилят», в котором говорится: «Не равны добро и зло. Отринь [зло] тем, что лучше, и тогда тот, с кем ты враждуешь, станет таким, как твой близкий Друг» (Сура «аль-Фуссилят», 41 / 34), пояснял: «В этом аяте говорится о том, «что лучше». Но что подразумевается под ним? То, что лучше — это проявление сабра — терпения — в момент, когда может вспыхнуть гнев, и возможность прощения, когда человек подвержен со стороны другого чему-то плохому». Когда люди научатся вести себя подобным образом, Всевышний защитит их, и враги подчинятся им, а может быть, и станут искренними друзьями. Сила благородного терпения велика. Анас бин Малик (радыяллаху анху), давая толкование этому же аяту, говорил: «Когда на человека тончайшей души и предупредительности кто-либо обрушится с негодованием и обвинениями, он ответит ему: «Если ты говоришь правду, то пусть Аллах простит меня, если ж я говорю правду, то пусть Аллах простит тебя»».
В одном из аятов Корана говорится: «По милосердию, внушенному тебе Аллахом, ты [, Мухаммад,] простил им. Если бы ты был суровым и жестокосердным, то они непременно покинули бы тебя. Так прости же их сам, проси для них прощения [у Аллаха] и советуйся с ними о делах. Когда ты решился на что-либо, уповай на Аллаха. Воистину, Аллах любит уповающих» (Сура «Али Имран», 3 / 159).