В течение 23 лет мусульмане эпохи Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям) были живыми свидетелями ниспослания божественных Откровений. Они постоянно получали новые знания и самосовершенствовались.
Аяты Корана действовали на них по-разному: то после очередного Откровения их охватывало необъяснимое чувство покоя и умиротворения, то восторг веры приподнимал их над жизнью и обстоятельствами. Казалось, они смотрели на себя с точки зрения вечности.
То их поглощали глубокие раздумья, то страх холодной волной проходил по сердцу, то надежда помогала им прочно стоять на ногах и давала силы жить несмотря на большие трудности. И какое бы воздействие Коран ни оказывал на сахабов, было одно общее для всех правило: аяты Всевышнего смягчали их сердца, их внутренней сущностью становилась богобоязненность.
Их усердие на пути служения Аллаху превратилось в жизненную необходимость. С каждым посланием Всевышнего знания мусульман увеличивались, их духовность поднималась ещё на один уровень. Казалось, будто сахабам был ниспослан стол, ломящийся от яств, но блюда эти были такой неземной красоты и такого необыкновенного вкуса, что они не могли насытиться ими. Если они слышали, что ниспослано новое Откровение, они устремлялись к Пророку (салляллаху алейхи ва саллям), а в душе трепетало желание узнать, как же ещё можно найти довольство Всевышнего. Узнав про очередной аят, они с большим рвением приступали к его осмыслению и, поняв его суть, сразу же использовали новое знание в своих поступках.
Абдуллах ибн Масуд (радыяллаху анху) рассказывал: «Когда кто-либо из сподвижников Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) вечером возвращался домой, то обычно его встречала супруга с двумя вопросами: «Сколько за этот день было ниспослано аятов Корана? Сколько хадисов Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) ты сегодня выучил?» (Абдульхамит Кешк, «Фирехабит Тафсир», 1, 26).
Сахабы были привязаны к Откровениям Всевышнего Аллаха всей душой. Свет Корана озарял их сердца и жизни. Когда миссия пророчества завершилась, Всевышний Аллах забрал Своего Посланника (салляллаху алейхи ва саллям) в мир иной. Сподвижники сильно переживали. Однажды Абу Бакр (радыяллаху анху), когда Пророка уже не было с ними, обратился к Умару (радыяллаху анху):
— Пойдём, навестим Умму Айман. Пророк часто навещал её.
Умму Айман (радыяллаху анха) была няней Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям). Он был исполнен благодарности и преданности по отношению к ней, заботился, часто её навещал, справлялся о здоровье.
Когда Умму Айман увидела близких друзей Пророка, она заплакала. Гости подумали, что своим визитом они напомнили ей о воспитаннике и Умму Айман плачет от горечи разлуки. Чтобы успокоить женщину, они спросили:
— Почему же ты плачешь? Ты разве не знаешь, что велики для него блага перед Всевышним и что для него это лучше.
— Я плачу не из-за этого. Разве не знать мне, что Пророку лучше у Всевышнего. А плачу я от того, что больше не будут приходить Откровения.
Её слова подействовали на верных последователей Пророка. Они тоже погрузились в раздумья, и так же, как Умму Айман, не смогли сдержать слёз (Муслим, «Фадаиллюль сахаба», 103).
Сахабы Пророка испытывали глубокое почтение и любовь к Корану. От него они узнали ценность Священной Книги, научились её читать, относились к посланиям Аллаха с большим уважением. Сподвижники получали огромную пользу от чтения Корана — он щедро открывал им знания. Они много и часто перечитывали Откровения Аллаха и старались, чтобы ни один день не прошёл без него: начинался и завершался чтением Корана. А тем, у кого болели глаза, обязательно советовали смотреть на записанные страницы Священной Книги Аллаха (Хайсами, 7, 165).
Однажды ночью благочестивый Умар (радыяллаху анху) не смог читать Коран. Утром Пророк Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) обратился к нему:
— О, сын Хаттаба, Всевышний Аллах ниспослал тебе один аят.
И после этих слов прочитал 62-й аят суры «аль-Фуркан», в котором говорится: «Он — Тот, кто установил череду ночи и дня для тех, кто желает помнить [это чудо] и возблагодарить [за это Аллаха]».
Умар (радыяллаху анху) слушал внимательно. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) продолжил:
— Когда ты пропустил дополнительные поклонения ночью, выполни их днём, а те богослужения, что пропустил днём, восполни ночью (Ар-Рази, тафсир суры «аль-Фуркан»).
Сахабы Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) почитали и тех мусульман, которые хорошо знали Коран.
Однажды Нафи бин Абдильхарис находился в Усфане и встретился там с благочестивым Умаром (радыяллаху анху), назначившим его предводителем Мекки. От неожиданности Умар (радыяллаху анху) сразу же спросил:
— Кого ты оставил вместо себя руководить мекканцами?
— Я оставил Ибн Абзаа, — ответил сахаб.
— А кто это такой?
— Он один из освобождённых нами рабов.
— Ты что, вместо себя оставил вольноотпущенника?
— Ибн Абзаа изучил Коран, живёт по нему и очень хорошо знает фарды (обязательные деяния), — достойно пояснил Нафи.
Ошеломлённый этим ответом, благородный Умар (радыяллаху анху) воскликнул:
— Пророк говорил, что, поистине, Аллах с помощью Корана возвысит положение одних людей, а положение некоторых упадёт (Муслим, «Мусафирин», 269).
Духовный уровень человека зависит от того, насколько хорошо он выполняет предписания Корана и живёт по Сунне. Книга Аллаха — это наставление, полное смысла, это готовые ответы на то, как нужно строить жизнь на этой земле. В Коране есть всё, что нужно верующему. Это исцеление, безопасность, нравственность, уроки. Это исключительное руководство, приводящее мусульманина ко Всевышнему. Но понимание Корана зависит от того, насколько сердце человека освещено его светом.
Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) во всех делах предпочитал знающих Коран, такие люди были для него в несомненном почёте. Однажды перед сражением под Табуком он поручил знамя Умару бин Хазыму (радыяллаху анху) из племени наджар, но когда увидел Зайда бин Сабита (радыяллаху анху), он попросил Умара (радыяллаху анху) вернуть стяг. Тот спросил:
— О, Пророк Аллаха, вы рассержены на меня? Я сделал что-то не так и поэтому лишился чести быть знаменосцем?
Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) успокоил его:
— Нет же, клянусь тебе, я не рассержен, но вы все во всех делах предпочитайте Коран. Зайд лучше тебя изучил Коран, и Зайд всё то, что знает, воплощает в жизни. Если перед вами будет даже чёрный раб с отрезанным носом, и если он знает больше из Корана, то есть если про него можно сказать, что он «живой Коран», то этого человека, несомненно, нужно предпочесть (Вакиди, «Мегази», Бейрут, 1989, 3, 1003).
Можно привести множество примеров из жизни Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) о том, какое большое уважение он оказывал знающим Книгу Всевышнего. И нам, его последователям, важно помнить, что он завещал нам с таким же почётом и трогательностью относиться к тем людям, которые носят в себе Коран, живут им и помогают другим воспользоваться его светом. В Коране и в людях Откровения причина того, чтобы Всевышний даровал нам Свою Милость в обоих мирах.
Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) однажды сказал:
— Без сомнения, среди людей есть те, которые приближены к Аллаху.
Асхабы-кирам спросили:
— О, Пророк Аллаха, кто же они такие?
— Это люди Корана, люди Откровения, это люди Аллаха, Его истинные рабы, — ответил он (Ибн Маджа, «Мукаддима», 16).
Что означает быть человеком Корана? Это значит уметь правильно читать Коран, понимать его, войти в духовную атмосферу Священной Книги и в состояние размышления, углубиться в его смыслы, осознанно их вбирая в себя, ориентироваться на него. И идти по тому пути, на который он указывает. Быть человеком с подобными намерениями — это особая милость Всевышнего. Аллах сделал таких людей обладателями исключительных духовных щедрот, оказывающих влияние и на их положение на этой земле. Один из приближенных Всевышнего, Махмуд Сами Рамазаноглу, рассказывал: «Тридцать лет тому назад в городе Адане (на юго-востоке Турции) скончался мусульманин, про которого можно было сказать, что он человек Корана. Но возникла необходимость проложить рядом с его могилой большую автомагистраль. С разрешения родственников решили перенести захоронение в другое место. Когда раскрыли могилу, то все были потрясены тем, что тело его не поддалось разрушению, и даже кафан, в который оно было завёрнуто, сохранился белым и свежим… Поистине, произошедшее стало подтверждением хадиса Пророка (салляллаху алейхи ва саллям): «Всевышний Аллах приказал земле не поглощать тела людей Корана» (Дайлами, 1, 284 / 1112; Аль-Муттаки, 1, 555 / 24, 88).
Тех, кто живёт по его указаниям, Аллах переводит на такой уровень жизни, что эти верующие испытывают иные чувства, им становится доступным более возвышенное и утончённое ощущение покоя и привязанности к Всевышнему. Речи их украшены тем, что находится у них в сердце, — Кораном. Они награждены чистотой веры и безмятежностью счастья. И по Воле Всевышнего таким их положение будет и в могиле, и во время махшера, и когда будут взвешиваться на Судном Дне их деяния.
Коран читается сердцем. Глаза помогают ему воспринимать аяты. Многие люди читают Коран, но каждый, в зависимости от готовности сердца, берёт только свой насиб — то, что дано ему в удел.
Всевышний говорит: «Потом Мы дали в наследие это Писание тем из Наших рабов, кого Мы избрали. Среди них есть такие, которые совершают несправедливость против самих себя, умеренные и опережающие [других] в добрых делах по соизволению Аллаха — а это и есть великая милость» (Сура «Фатыр», 35 / 32).
Из этого аята следует, что некоторые люди, читая Коран, не воспринимают его суть. В их сердцах и делах не отражаются великие смыслы Речи Аллаха. Они вредят сами себе и не используют наивысшее благо из всех благ на земле. Есть те, кто словно маятники неустойчивы в своём выборе пути: один раз делают так, как велено Кораном, в другой же раз нарушают его предписания. А кто-то благодаря Корану возвышается до высших ступеней духовности.
Умар (радыяллаху анху) сказал как-то: «Если бы сердца людей были свободны от нравственных болезней, то они бы не могли насытиться духовным наслаждением, полученным от Корана».
Читать Коран с почтением и адабом означает иметь возможность говорить с Аллахом. Поэтому Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) подчёркивал, что если кто-то желает обратиться к Всевышнему, то пусть с устремлённым к Нему и умиротворённым сердцем читает Коран (Суюти, 1, 13 / 360).
То есть нужно читать Книгу Аллаха с раскрытым сердцем, чтобы была от этого обильная польза, как от баракатных весенних дождей, пришедших на благодатную землю; если дождь пройдёт над камнями и скалами, то вряд ли они станут от этого плодороднее. Закрытым сердцам от Корана пользы не будет. Более того, возможно, из-за этого незавидное положение таких людей усугубится. Известный табиин и толкователь Книги Всевышнего муфассир Катада говорил:
— Те, кто читают Коран, будут иметь или прибыль, или убыток. В аяте сказано об этом так: «Мы ниспосылаем Коран как исцеление и милость верующим, а грешникам он только добавляет урон» (Сура «аль-Исра», 17 / 82).
О тех, кто получает от Корана великую пользу, говорится так: «Верующие — это только те, сердца которых испытывают страх при упоминании Аллаха; у которых, когда им произносят Его аяты, приумножается их вера; которые уповают на своего Господа…» (Сура «аль-Анфаль», 8 / 2).
Обязанность каждого мусульманина — жить так, как указано в Коране. Иначе в Судный День его может ожидать свидетельство Пророка (салляллаху алейхи ва саллям), которое передано в аяте: «Посланник [в тот день] скажет: «Господи! Воистину, мой народ отверг Коран» (Сура «аль-Фуркан», 25 / 30).
Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) с большим трепетом и почтением относился к Откровениям и знал о высоком значении Корана для рабов Аллаха. Он помнил, что будет спрошен о том, как учил их Корану, и поэтому значительную часть своего времени отводил занятиям с учениками, асхабами-суффа, при мечети Пророка. Даже в период голода, когда он по нескольку дней ничего не ел, Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) привязывал камень на живот, но никогда не отменял уроки Корана. Абдуллах ибн Масуд был среди его воспитанников и признавался: «От Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) к нам переходило такое состояние, что, когда мы кушали, то слышали зикр пищи, которая спускалась в наш желудок» (Бухари, «Манакыб», 25).
Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) советовал своим последователям обучать Корану сыновей и дочерей. В одном из хадисов он говорил: «Воспитывайте своих детей на трёх основах — любви к Пророку, любви к Ахлиль Бейт (семье Пророка и ко всем тем, кто следует Пророку), любви к чтению Корана… Те, в сердцах которых (несущие в себе) Коран (обучившиеся, обучающие, служащие на пути Корана), во время Кыямата, когда не будет ни одной тени (чтобы под ней укрыться), они будут вместе с пророками и приближенными Аллаха находиться под тенью великого Арша» (Мунави, «Файзуль-Кадир», 1, 226).
Имам Малик рассказывал: «Когда я выучивал один хадис, отец за это мне давал подарок, и мне это нравилось. А со временем я начал получать удовольствие от заучивания хадиса, и мне уже было неважно, даст мне отец подарок или нет». Имам Абу Ханифа подарил одному учителю Корана 500 дирхемов, когда тот обучил его сына суре «Фатиха». В те времена за один дирхем можно было купить барана. Педагог посчитал, что это слишком щедрый подарок, на что имам Абу Ханифа сказал: «Если бы у меня с собой было больше денег, я бы отдал тебе всё, чтобы проявить истинное уважение к Корану. ”Фатиха“ — это великая сура» (Из книги Мухаммада Нурсувейта «Воспитание детей по Сунне Пророка», стр. 119—120).
Саллахаддин Аюби, оглядывая однажды свои земельные владения, проходил мимо читающего Коран ребёнка, который сидел перед отцом. По их одеждам было видно, что эта семья нуждалась в помощи. Салахаддину понравилось, как мальчик читает Коран. Он некоторое время послушал его, подошёл и угостил их сладостями, а после этого подарил семье, в которой чтят Коран, часть своей земли (Из книги Мухаммада Нурсувейта «Воспитание ребёнка по Сунне Пророка», стр. 120).
Все эти примеры, а их можно привести огромное количество, являются хорошими образцами для родителей, которые хотят найти ответ, как воспитывать своих детей.
О, Всевышний Аллах! Причисли нас к тем счастливым Твоим рабам, которым дарована Милость постоянного общения с Кораном! Помоги нам стать истинными людьми Откровения, даруй нам благо жить по Корану.
Аминь!