Ислам ниспослан для того, чтобы помочь правильно организовать людям жизнь в этом мире и обрести счастье в вечном. Религия облагораживает не только наш внешний облик, но и преобразовывает нашу духовность.
Чтобы стать совершенным верующим, нужно суметь полностью постигнуть форму и смысл, физическую и метафизическую сущность Ислама.
Путь воспитания, целью которого является достижение духовной зрелости. Под воздействием Корана и Сунны преображается внутренний мир человека, а души очищаются от незрелости и невежества. Так происходит появление на свет совершенного мусульманина и благочестивого верующего.
Тасаввуф — это внутренняя борьба на пути преобразования явных знаний в просвещённость и подражания в поклонении – в искренность, это возвышение веры до горизонтов ихсана через постижение Всевышнего Аллаха сердцем. В Коране сказано: «Он — тот, кто создал небеса и землю за шесть дней, потом воссел на Трон. Он ведает о том, что проникает в землю, и о том, что исходит из нее, о том, что нисходит с неба, и о том, что восходит туда. Где бы вы ни были, Он всюду с вами, и видит Аллах все, что вы вершите» (Сура «аль-Хадид», 57 / 4).
Тасаввуф – борьба духа за то, чтобы все чувства, помыслы и поступки были направлены на приобретение довольства Аллаха. Это и школа познания, где учителя – праведники и духовные наследники Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям).
Алимы помогают человеку познать свою душу и пробудить в ней совесть. Они указывают путь максимального приближения к добру и истине, сократив земные привязанности до минимума. В результате душа начинает осознавать ничтожность перед Могуществом Всевышнего. Ибо тот, кто познал себя, познал Господа!
Достижение такого понимания требует беспрерывной духовной борьбы до последнего вздоха. Раб Аллаха под руководством мудрых наставников должен воспитать свой нафс и превратить его в самое мощное средство продвижения на пути к Создателю. Нужно предаваться глубоким размышлениям о проявлениях Величия Аллаха.
Праведник Абуль-Хасан аль-Харакани определил самый лучший способ поддержания хороших отношений с творениями Аллаха и приближения к Создателю: «Мир — со всем созданным, война же — с собственным нафсом».
Тасаввуф призывает отказаться от индивидуализма, эгоизма и плотских утех, наставляя людей на путь альтруизма, самопожертвования и служения на пути Всевышнего. Он помогает выстроить жизненный путь на принципах умеренности, здравомыслия и стойкости в вере, показав пример Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям). Ибо он был послан всему человечеству в качестве образцовой личности.
Все его поступки были засвидетельствованы и изложены сахабами. И текст Священного Корана, который сохранился до наших дней в неизменном виде, и жизнь Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям), — это источник знаний для тех, кто желает стать совершенным верующим. Ибо Всевышний сказал: «Кто покорился Посланнику, тем самым покорился Аллаху. А если кто отказывается повиноваться, то ведь Мы не назначали тебя стражем над ними» (Сура «ан-Ниса», 4 / 80).
Тасаввуф призывает как духовно, так и внешне походить на Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям), научиться в любой жизненной ситуации быть вместе с ним мыслями и чувствами, душевным состоянием и поступками. Известен хадис: «Человек с тем, кого любит» (Бухари, «Адаб», 96).
Тасаввуф — это стремление наполнить свою жизнь любовью и восторгом через глубокое погружение в суть Корана и Сунны. Однако в наши дни возникает множество вопросов, заводящих наш разум в тупик и омрачающих гармонию души.
С одной стороны, это крайности, полностью отрицающие тасаввуф в Исламе, а с другой – целый ряд заблуждений, объявляемых тасаввуфом. Порой невежи и сектанты стремятся вместить в его рамки нововведения и ложные воззрения, попирающие законы шариата. Они стали жертвами ловушек нафса, так и не познав духовного состояния праведных рабов Аллаха.
Эти люди слепо верят каждому слову нечестивцев, даже не сверяя их высказывания с аятами Корана и хадисами, в то время как даже пророки совершали залля — непроизвольные ошибки. Они ошибочно трактуют терпимость тасаввуфа и пропускают мимо ушей божественное предостережение: «О, люди! Бойтесь вашего Господа и страшитесь того дня, когда родитель не захочет ни в чем нести ответ за своего ребенка, а ребенок — за своего родителя. Воистину, обещание Аллаха — непреложная истина. И пусть не обольщает вас земная жизнь, пусть соблазнитель не обольстит вас против Аллаха» (Сура «Лукман», 31 / 33).
В основе критики и возражений против тасаввуфа лежат две основные причины: пребывание в неведении относительно истин и сути, а также трактовка тасаввуфа согласно мнению невеж и заблудших людей.
Именно поэтому возникает необходимость правильно разъяснять некоторые понятия тасаввуфа и отделять истину от ложного. Учитывая ситуацию в современном мире, первостепенной задачей становится определение таких критериев, как умеренность и благоразумие в религии, соблюдение стойкости в вере.