Как-то праведник Ибрахим Адхам собрался идти в Хадж. Он отправился в путь пешком, с небольшой котомкой за плечами, и по дороге повстречал горделивого человека, предводителя племени, который ехал верхом на верблюде. Всадник подивился ео облачению, скудости провизии и крикнул: «Эй, старик, куда ты путь держишь?»
Ибрахим Адхам тихо ответил: «Иду в сторону Каабы с намерением совершить Хадж».
Его ответ вызвал презрительную улыбку у самовлюблённого богача. Ему захотелось унизить старика: «Да ты глуп или же безумен! Нет у тебя ни лошади, ни верблюда, ни ишака… Нет у тебя с собой достаточной еды… А предстоит дорога длинная. К тому же ты худой и слабый старикашка. Как ты дойдёшь до Каабы? Как осилишь эту дорогу, ты подумал об этом?»
Ибрахим Адхам промолвил с надеждой пробудить чёрствое сердце: «О, добрый человек, спасибо за заботу! На самом деле у меня очень много средств передвижения, но просто их не видно».
Богач не унимался и продолжал ёрничать: «Ну, будь же милостив, покажи мне их».
Праведник, не теряя терпения, всё тем же тихим голосом отвечал ему: «Ну, слушай тогда. У меня есть лошадь, имя которой Сабр, терпение. Когда на меня свалится несчастье, я продолжу путь на ней. Есть у меня транспорт Шукр, благодарность. Когда мне даруется благо, с его помощью я проезжаю множество дорог. Когда же я попадаю в ситуацию, где нет моей вины и которую я не могу предупредить, я говорю себе: «Я не знаю гайба (того, что запредельно и невидимо глазами), наверное, в происходящем есть для меня благо». Так я передвигаюсь на транспорте, которое называю Рыза, умение быть довольным предначертанным».
Пока мудрец говорил, черты лица всадника изменились. Он слушал его заинтересованно и не хотел, чтобы тот останавливался: «А еще что у тебя есть?» — не унимался он.
— Есть ещё кое-что, конечно же. Когда нафс направляет меня к мирским желаниям, то я думаю о том, что в могиле уже лежат те, кто моложе меня годами, и таким образом перестаю следовать за ним. Потому что смерть может настигнуть человека в любой миг, в любом возрасте.
Эти слова сильно повлияли на гордеца. Он задумался, затем проговорил: «Так бы и сказал, что это я несчастный, нет у меня такого хорошего транспорта, а ты — богатый всадник. Ладно, иди своей дорогой. Как бы там ни было, с помощью сокровищ души ты добьёшься исполнения своего намерения».
…В этом мире каждый из нас — путник по дороге в Ахират. Благородные качества, которые нужны человеку в мире, где бушуют приливы и отливы, — это терпение, благодарность и довольство предопределением.
Терпение — перед лицом грядущих событий не терять самообладания и благородно выйти их них, отдав себя на Волю Всевышнего. Аллах советует всей умме: «О, уверовавшие! Обретайте поддержку в терпении и молитве. Воистину, Аллах — с терпеливыми» (Сура «аль-Бакара», 2 / 153).
Шукр — за бесконечные дары Всевышнего; выражение благодарности словами, делами, чувствами, зикром. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) говорил: «Шукр — половина веры» (Суюти, 1, 107).
Прекрасно состояние человека, довольного благами от Всевышнего. Он не ропщет, когда приходят испытания. Умение быть покорным дарует высокую степень терпения, благодарности и довольства. Праведники, зная об этом, всегда вздыхали: «Ах, покорность, покорность…»
Ислам и таслимият (покорность) — однокоренные слова. Человек может по-настоящему жить Исламом и быть истинным рабом Всевышнего, если освоил урок покорности Воле Творца. Для этого, как прописные истины, известны пути: очиститься от давления нафса и раскрыть способности души. Глупое и сырое сердце не умеет быть покорным…
Если раб Всевышнего станет искренне выполнять повеления Аллаха, то ощутит Его помощь и поддержку. Наш Творец — лучший и вернейший защитник. Он спас пророка Нуха (алейхиссалям) в воде, Йусуфа (алейхиссалям) — в колодце, Юнуса (алейхиссалям) — в чреве рыбы, Мусу (алейхиссалям) — во дворце фараона, ради Ибрахима (алейхиссалям) превратил пламя в кусты роз. Он оградил Мухаммада Мустафу (салляллаху алейхи ва саллям) от множества бед и опасностей. Например, скрыл Своего Пророка в пещере Савр от глаз врагов.
Так пусть же Всевышний дарует всем нам терпение, умение быть благодарными и довольными. Пусть Он укрепит в наших сердцах веру и поможет достичь состояния радостной покорности предопределённому, откроет путь в духовный сад праведников. Аминь!