Известно немало примеров работавших мусульманок. Первой из них была супруга Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) — Хадиджа (радыяллаху анха). Она заработала средства благодаря торговым караванам. Говоря нынешним языком, эта женщина занималась «импортно-экспортной деятельностью», деля прибыль с возглавлявшими караван людьми. Через 15 лет после заключения брака с Расулюллахом (салляллаху алейхи ва саллям) Хадиджа (радыяллаху анха) передала ему все бразды правления.
Благочестивая Айша (радыяллаху анха) отличалась блестящими умственными способностями. Благодаря отличной и сообразительности она выделалась среди остальных женщин и распространяла знания как при жизни Пророка (салляллаху алейхи ва саллям), так и после его смерти. Поэтому в окрестностях Мекки и Медины мусульмане построили временные поселения для прибывающих издалека людей, где проводились занятия и для женщин. Айша (радыяллаху анха) преуспела в знании хадисов, толковании Корана и шариата, а также других исламских науках.
Некоторые супруги Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) выделывали шкуры, другие занимались рукоделием. Однако их целью был не столько заработок, сколько желание принести пользу: они отдавали вырученные средства тем, кто находился в бедственном положении.
Во времена правления халифов Абу Бакра и благочестивого Умара (радыяллаху анхума) мусульманки делились с нуждающимися выделяемым им жалованьем. В хадисе показана щедрость этих женщин: «С ростом поступлений в казну халиф Умар (радыяллаху анху) назначил некоторым сахабам и членам семьи Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) ежегодное содержание. Первую часть средств он послал и Зайнаб Бинту Джахш (радыяллаху анха). Увидев столь крупную сумму, женщина опешила и спросила:
— Да помилует Аллах Умара! Здесь наверняка есть деньги других единоверцев?
Посланники халифа ответили:
— Нет, это всё ваше.
Мусульманка воскликнула: «Аллах велик!», затем накрыла деньги платком и попросила служанку:
— Протяни руку, возьми горсть монет и отнеси сыновьям одного единоверца. Возьми ещё горсть и отдай другому мусульманину.
Так Зайнаб (радыяллаху анху) распределила сумму среди нуждающихся и сирот. В итоге под платком осталось менее горсти. Служанка сказала:
— Здесь есть и наша часть.
— Оставшееся под платком принадлежит тебе, — ответила женщина.
Так она раздала все полученные деньги. Служанка насчитала восемьдесят пять дирхемов, которые полагались ей. Благочестивой Зайнаб (радыяллаху анха) не осталось ничего. Узнав об этом, халиф Умар (радыяллаху анху) остановился перед её дверью, поприветствовал и произнёс: «Я узнал, что ты отдала бедным посланные мною средства. Даю тебе ещё тысячу дирхемов — оставь их у себя». С этими деньгами Зайнаб (радыяллаху анха) поступила точно так же, как и прежде — полностью раздала нуждающимся.
В Исламе существует баланс по всем вопросам. К примеру, аяты рекомендуют женщинам-мусульманкам степенно сидеть дома: «Не покидайте своих домов, не носите украшения времён джахилии, совершайте обрядовую молитву, раздавайте закят и повинуйтесь Аллаху и Его Посланнику. Аллах желает только охранить вас от скверны, о, члены дома [Пророка], очистить вас всецело» (Сура «аль-Ахзаб», 33 / 33).
В этом аяте содержится обращение, прежде всего, к жёнам Пророка (салляллаху алейхи ва саллям). Однако повеление Всевышнего носит общий характер и распространяется на всех мусульманок. Ибо степенное нахождение дома считается достойным поведением для женщин.
При том сохранились сведения, как супруги Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) и другие женщины-сахабы при необходимости были медсёстрами во время сражений, носили раненым воду на поле боя, кормили и присматривали за чужими детьми, работали вместе с мужьями и другими членами семьи в поле, передавали знания и наставляли на истинный путь, убирали в мечетях, занимались ремёслами, лечили женские болезни и даже занимались торговлей. Эти примеры показывают потребность труда мусульманок в различных сферах деятельности.