Самое трудное время Рамадана — первые три дня его начала и завершение поста. Они особенно тяжело даются тем, кто резко начинает поститься. Не случайно в месяцы Раджаб и Шабан предписаны отдельные дни поста, богослужения. Они помогают мусульманам плавно войти в атмосферу Рамадана. Всевышний щедр на помощь, человеку остается только оценить и принять Его дары.
Резкий скачок в Рамадан сродни холодному душу, человек переживает шок. Вчера ещё была полная свобода во всём: еде, употреблении воды, сне. Более того, не требовалось пристально следить за своим языком, поступками и мыслями, а, во время священного месяца многое нужно делать с оглядкой. Именно в этот период приходит понимание, что человек должен стать лучше, чем в обычном потоке жизни. Так происходит всеобщее преображение мусульман в Рамадан.
Курильщики обрекают себя на многочасовое терпение, употребляющие спиртное объявляют личный «сухой» закон, сплетники напряжённо молчат… А соблюдающие мусульмане ещё глубже погружаются в духовные практики.
Так, в Рамадан слабеет связь человека с дуньей.
К слову, в Исламе все богослужения направлены на то, чтобы вытащить человека из погружённости в суету дуньи или же не позволить нарушить баланс между вечным и преходящим. Например, пять времён намаза. Взять молитвенный коврик в потоке дел и совершать то, что непосредственно не связано с предыдущими обязанностями — помолиться Богу — требует высокого уровня веры и осознанности.
Поклонение вырывает человека из рутины. Особенно важен намаз «аср», предвечерний: именно в это время наблюдается пик поглощённости человека мирскими делами.
Или Хадж. Оторваться на долгое время от насиженного места и пойти в непривычную обстановку с намерением постоянно молиться Всевышнему — великий прорыв для верующего. Из далёкой Мекки, словно из космоса, мусульманин имеет возможность взглянуть на свою жизнь. Даже изменение географического положения отрывает его от мирского, не говоря уже о погружённости в беспрерывное молитвенное состояние и тауба.
Закят. Немногие верующие в полной мере используют эту возможность. Ещё не у всех есть имущество, расставание с которым было бы лёгким, и нет той высоты понимания круговорота вещей и денег в мире. С садака намного проще. Культура давать милостыню развита в нашем обществе.
Во всех богослужениях польза исчисляется намерением верующего. Давать садака ради того, чтобы окружающие считали щедрым, не освобождает от мирского, а лишь сильнее привязывает. Помогать другому с намерением, чтобы Всевышний увидел его старания и был им доволен — прекрасно. Но даже в этом прокрадывается тайная корысть. Чтобы её не было, нужна тренировка: помогать часто и много, быстро и не раздумывая, на автомате. Как управлять автомобилем, не замечая вождения, потому что работает мышечная память, и она не подведет. Стать щедрым как Всевышний, который не останавливает поток Своей Милости, — вот на что должен ориентироваться верующий. Такое состояние растворяет яд корысти до полного исчезновения.
С другой стороны, садака — это не обязательно помощь деньгами или имуществом. Сейчас актуальны и другие способы. Кто-то потерял дорогу в буквальном и переносном смысле — помоги. Кому-то важно сделать правильный выбор — помоги своим опытом. Кто-то несчастен и окутан серыми буднями — подари ему неожиданную радость и красочные впечатления. И даже если ничего не можешь дать — просто улыбнись. Искренне. Чтобы твоя улыбка стала для кого-то надеждой.
Пост в Рамадан может показаться жестоким испытанием: от захода до заката нельзя ни пить, ни есть. Выдержать испытание не трудно, сложнее не потерять это состояние сразу после захода солнца, когда вода и еда оказываются в изобилии. Испытание Рамадана — это ифтар, когда с едой и питьём в жизнь человека торжественно врывается мирское и словно говорит: «Вот сейчас ты мне ответишь за всё!»
Умеренность и терпение спасут верующего от натиска дуньи, не превратят его в элементарного потребителя. Вот почему трудно расставаться с Рамаданом: тело уже обрело лёгкость, душа почувствовала полёт и, казалось, вот-вот можно перейти через оболочку и пережить некое перевоплощение.
Но Рамадан заканчивается. С Эвереста спускаешься в прекрасную солнечную долину, и начинается новый круг — до следующего Рамадана. Перевоплощения не будет. Рамадан приоткрывает завесу вечности и закрывает её, даёт передышку от дуньи и снова отдаёт человека мирскому.
Но в Рамадан верующий обретает силу: не барахтаться в суете, а идти по жизни достойно, обновлённо. И возникает понимание: вполне реально стоять крепко на земле и иметь крылья, готовые к полёту. Просто нужно чуть позаботиться о душе, не лгать самому себе и делать добрые дела просто так, искренне, с «бисмиллях».