{jathumbnail off} Самой активной мусульманке Татарстана Рашиде-абыстай исполнилось 90 лет.
Аллах любит свои творения. Ислам дает возможность верующему приблизиться к своему Создателю. После развала Советского Союза, когда в России и Татарстане была прервана преемственность передачи знаний об Исламе, забыты традиции поклонения Всевышнему Аллаху, принципы духовности между мусульманами отошли на второй план, многое пришлось восстанавливать заново.
Драгоценный опыт искреннего переживания любви к Аллаху, лежащей в основе духовного пути Зайнуллы Расули и Мухаммад-Закира Чистави не потерялся безвозвратно. Благодаря деятельности таких личностей, как Габдельхабир Яруллин, Гарифулла Гайнуллин, Ахматзаки Сафиуллин, Габдулхак Саматов и других искренне верующих мусульман, в нашу повседневную жизнь стали возвращаться драгоценные крупицы истин нашей религии. Среди тех, кто понял важность Ислама, его продвижения и активно оказывал влияние на жизнь уммы Татарстана в конце 1980-х – начале 2000-х годов, была Рашида абыстай Исхаки, которой в эти дни исполнилось 90 лет.
— Какова Ваша оценка нынешнего состояния религии в Татарстане?
— Ислам – это религия Аллаха, свет которой невозможно погасить. Я думаю, очень многое зависит от нас самих, от нашего старания и действий.
— Что, по-Вашему, является важным в жизни мусульман на сегодняшний день?
— Главное – знать, для чего мы появились на этом свете, ради чего едим, живем, работаем, воспитываем детей. Аллах по своей воле послал нас в этот мир выполнить определенные задачи, поэтому важным для верующих мусульман является делать предназначенное Всевышним, жить ради Него. Тогда все наши личные проблемы будут решаться, ведь все в руках Аллаха и происходит по Его волеизъявлению!
— Как бы Вы описали мусульманское воспитание девочек, девушек.
— Воспитание девочек, безусловно, отличается от воспитания мальчиков. Если мальчики должны быть энергичными, основательными и ответственными, то девочки и девушки – будущие матери. Им необходимы искренность, чуткость и доброта. С детства дети должны жить в вере в Аллаха. Я всегда прошу Всевышнего о том, чтобы мои дети и внуки сохраняли иман в своих сердцах. В момент совершения никаха произносятся слова «Во имя Аллаха Всемилостивого и Всемогущего». Отношения в браке могут стать видом поклонения Аллаху. Совместные домашние дела, еда халяль, совместное выполнение намаза, соблюдение поста способствуют укреплению семейных отношений.
В нашей семье дети читают намаз с 5-6 лет, с 8 лет начинают держать уразу. Я всегда предупреждала малышей, когда они собирались в школу: все ваши хорошие и плохие поступки попадут в историю, будьте достойными. Каждому из своих 6 детей – старшей Фирдаус, Гусману, Гузель, Исламие и другим я заводила общие тетради с конкретными уроками, наставлениями и дуа Аллаху. Здесь же объясняла им индивидуально основы Ислама. Таких тетрадей набиралось от 8 до 16 .
— О чем Вы мечтаете?
— Я хотела бы, чтобы все люди на Земле стали бы мусульманами, чтобы свет веры зажегся во всех сердцах. Утром и вечером после зикра я прошу Аллаха об этом, о том, чтобы все, в том числе наши родственники, знакомые, внуки, правнуки жили в вере. Также, я прошу Всевышнего в момент ухода из этого мира сделать это со словами шахады: «Ашхаду алля иляха илляллах, ва ашхаду анна Мухаммадан расулюллах». Иблис и нафс человека могут сбить его с толку и в последние мгновения жизни, способствовать его выходу из веры. Этот момент может наступить внезапно и лучше быть готовым к нему всегда.
— Как Вы приучали своих детей к труду? Как появились Ваши первые ученики?
— Когда нам выделили на две семьи участок земли в 5 соток, мы стали сажать и выращивать на продажу до полутора тонн репчатого лука, держали кур, двух коров. В то же время никогда не пропускали положенные намазы. Это касалось каждого из шестерых детей. Пока позволяло здоровье, занимались таким трудом. Затем меня стали приглашать вести занятия по Исламу, ученики приходили ко мне домой. Хотя я не получила больших знаний в каком-либо мусульманском учебном заведении, с детства меня приучали к исламским традициям. Тем, что я узнавала, несмотря на существовавшие в советские времена запреты на религию, всегда делилась с другими. Этот труд ради Аллаха оказался востребованным.
— Сколько Ваших книг было выпущено?
— Одна из первых книг – сборник из вагазов, аятов Корана и хадисов Пророка (с.а.в.), «Пища для души», («Жан азыгы»), «Порядок чтения намаза» («Намаз уку тәртибе»), «Жемчужины Корана» («Коръән җәүһәрләре»).
www.info-islam.ru
Альмира Адиатуллина
Касым Сафиуллин.
Примечание:
Феномен «абыстай» присущ исключительно татарскому народу. Если раньше «абыстай» называли жену муллы, которая учила девочек основам Ислама, то позже «абыстай» начали называть тех женщин, которые обучали женщин и детей основам Ислама и Корану, правилам чтения намаза, в отсутствии имамов в деревнях читали Коран, совершали обряды имянаречения. В годы воинствующего атеизма и гонений на религию именно в домах абыстай организовывались медресе и мечети для женщин и детей.
Об этом рассказывают сами абыстай: «Даже если и срезались минареты мечетей, не упали минареты с домов людей, если и закрывались медресе, не закрылись медресе в домах людей. В каждой деревне, в каждом селе была своя абыстай и свое медресе, благодаря которым и сохранилась наша религия, не оборвалась связь поколений».