{jathumbnail off}
Равза-и мутаххара — это место в Мечети Пророка между его могилой и минбаром. Название «пречистый сад» (так переводится Равза-и мутаххара) произошло от хадиса, в котором говорится о том, что место между домом Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) и минбаром является райским садом (Бухари, «Тасаввуф», 18; Муслим, «Хадж», 500—502).
Кроме того, Расулюллах (саляллаху алейхи ва саллям) говорил, что намаз в Мечети Пророка намного более ценен, чем совершённый в других мусульманских храмах, кроме Запретной мечети (Бухари, «Фазилю’с-салят фи Месджиди Мекке ве’ль-Медине», 1; Муслим, «Хадж», 505—510).
Эти хадисы указывают на важность Мечети Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) и находящегося внутри неё пречистого сада. Однако существуют различные мнения о размерах этого пространства. Имам Малик считал, что хадис более уместно трактовать по его внешнему значению (Самхуди, II, 162).
По мнению других богословов, данное место похоже на Рай в связи с совершаемыми здесь богослужениями. Поэтому сюда снизошла милость Всевышнего, а люди ощущают радость. Таким образом, являются метафорой слова Посланника Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям) «Рай находится у ног матерей и под сенью сабель»; «Человек, посетивший больного, пребывает в одном из райских садов»; «Прекрасно проведённый день — это один из дней в Раю» (Ибну’ль-Асир, I, 493; Самхуди, II, 164, 165).
Также существуют различные мнения по поводу границ данного пространства — то ли это комната счастья (худжра-и саадет) благочестивой Айши (радыяллаху анха), то ли все женские комнаты, расположенные вдоль восточной стены мечети, то ли место минбара, или же расположенная на одной линии с западной стеной худжра-и саадет. Эйюп Сабри-паша составил три различных схемы пречистого сада с учётом различных мнений (Мир’атуль-Харамейн, II, 154—156).
Некоторые алимы предполагали, что пречистый сад охватывает всю мечеть. Другие включали в него также территорию между Мечетью Пророка и площадкой на открытом воздухе для проведения праздничных намазов (Мечеть «Облако» — Масджид-и Гамаме), опираясь на некое предание об этом (Ибн Шабба, I, 138). Однако более убедительны сведения о том, что Равза-и мутаххара находился между комнатой счастья и минбаром.
В наши дни пречистый сад занимает площадь около 330 квадратных метров. На юге он граничит с михрабом установленной со стороны Киблы железной решёткой и книжными полками, простираясь с востока на запад на 22 метра, с севера на юг — на 15 метров. В середине западной стороны, вместе с минбаром, подаренным султаном Мурадом III, находится мирхаб, сохранившийся с эпохи мамлюкского султана Египта Каитбая. Здесь стоят колонны, каждая из которых связана с определённым событием.
Колонна «Мухаллака» (благоухающая) находится справа от Киблы и плотно примыкает к михрабу на месте пня, на который Посланник Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям) опирался до того, как был сделан минбар.
Колонна «Халук», получившая название от ароматического вещества, которым она была умащена, также называется «Мусхаф» в честь присланного Хаджджадж бин Юсуфом рукописного Корана (мусхафа), который хранился здесь в сундуке. Её называют и «Ханнане» после того, как пень начал скрипеть во время проповеди Пророка (салляллаху алейхи ва саллям).
Колонна жребия (кур‘а) — это место, где Посланник Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям) в течение 10 дней совершал намаз после реконструкции Киблы, прежде чем перейти на ныне известный михраб. Она также называется колонной Айши (радыяллаху анха), которая сказала: «Если бы люди знали о ценности совершаемого здесь намаза, то они тянули бы жребий, чтобы помолиться». Некоторые мусульмане любят встречаться у этой колонны, поэтому её также называют «Собранием паломников» (меджлисуль-мухаджирин).
Колонна раскаяния, к которой Абу Любабе привязал себя в наказание за совершённую во время осады Бени Курайза ошибку, находится в направлении Киблы — слева от колонны жребия.
Ещё одна из находящихся в саду колонн называется «Устуванету’с-серир» в связи с кушеткой (серир) из листьев хурмы, на которой любил отдыхать Расулюллах (салляллаху алейхи ва саллям). Она расположена на востоке от колонны раскаяния и рядом с коридором в комнату счастья. На севере от неё, также примыкая к коридору, стоит колонна стражника — «Мухафыз» (или же «Устуванету’ль-махрас, Устуванету Амири’ль-му’минин Али бин Абу Талиб). Это место, где сидел благочестивый Али (радыяллаху анху), следя за тем, чтобы Пророку (саляллаху алейхи ва саллям) не причинили вреда. Необходимость в охране отпала после ниспослания аята о том, что Аллах сможет защитить Своего Посланника (салляллаху алейхи ва саллям) от людей (сура «аль-Маида», 5 / 67).
Севернее этой колонны находится колонна послов (Устуванету’ль-вуфуд), возле которой Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) встречался с делегациями.