Что мусульманин должен делать в связи с различиями в отношении хадисов, которые могут являться подлинными или недостоверными? Салим.
Аллах велит мусульманам обращаться к людям, чьи исламские и жизненные знания обширны. Известно, что верующие должны принимать во внимание только достоверные хадисы Пророка (салляллаху алейхи ва саллям). Тем не менее, в случае разногласий между алимами в проверке подлинности данного хадиса мусульманин обязан придерживаться мнения большинства и следовать ему, если у него есть исламское образование. В противном случае ему надо обратиться к знающим людям, которые помогут ему составить правильное суждение.
Алимы говорят, что разница между достоверными и недостоверными хадисами подобна различиям в области фикха. Так происходит потому, что классификация хадисов на подлинные или недостоверные подлежит иджтихаду, а знания алимов варьируются относительно знаний передатчиков хадисов. То, что один ученый знает о передатчике хадиса, может быть неизвестно другим, а найденные другим алимом подтверждающие сообщения не могут быть доступны третьим.
Таким образом, мнения исламских ученых относительно каждого конкретного хадиса может отличаться. Иногда они все находят биографию рассказчика и цепочки передач хадиса, но решения о подлинности или недостоверности различаются в зависимости от их собственного иджтихада в отношении оценки рассказчика и отсутствий противоречий в хадисе.
Таким образом, принцип различения алимами подлинных хадисов от слабых базируется на иджтихаде. И такое положение существует несмотря на наличие других цепочек передатчиков и независимо от того, были ли они корректны, так как есть мнение, что каждый муджтахид прав.
Для этого есть несколько причин:
— Одни могут верить, что передача хадиса слабая, в то время как остальные считают этот источник заслуживающим доверия. Знания передатчиков составляют обширнейшую науку. Правильным может быть мнение о слабости хадиса, сделанное на основании дискредитирующих его причин. На достоверность хадиса также может указывать недостаток причин считать его слабым.
Кроме того, одни алимы могут не верить в то, что передатчик услышал хадис от того, кто слышал в свою очередь слова Пророка (салляллаху алейхи ва саллям), в то время как другие мусульманские ученые верят, что честность передатчика не вызывает сомнений.
Также передатчик может вызывать доверие или же путаться в повествовании из-за недостатка знаний или из-за того, что его книги были утеряны. Первые передатчики хадисов называются сахих, вторые – даиф. Соответственно, не все алимы могут знать, к какой категории относится передатчик хадисов, и на основании этого выносить суждения об их подлинности.
Вдобавок сам передатчик может забыть конкретный хадис или не помнить его продолжение. На этом основании одни мусульманские ученые могут решить, что источник не заслуживает доверия, в то время как другие считают его подлинным. Это хорошо известный факт (Мажму аль-Фатва, 20 / 240-242).
Отношение мусульман к этим различиям, является ли хадис сахих или даиф, которые имеют место среди алимов, похоже на разногласия в вопросах фикха. Если у человека достаточно знаний, чтобы видеть различия, он может вынести постановление о достоверности или недостоверности хадиса. В противном случае он должен следовать мнению ученого (таклида) и согласиться с его вердиктом.
Следует отметить, что не следует обманываться тем, что конкретный ученый специализируется на принципах юриспруденции или является муфассиром. Скорее всего, тот алим, что выносит решение о сахих или даиф, должен быть авторитетом в хадисоведении. Поэтому, если этот ученый говорит о достоверности хадиса, то мы должны учитывать его мнение.
(При использовании материалов islamisemya.com гиперссылка на сайт обязательна!)