Праведник Ибн аль-Кайим (радыяллаху анху) сказал: «Искреннее наставление — это благодеяние человеку, исходящее из сострадания и милосердия к нему, заботы и переживания. Ибо настоящее чистосердечие основано на снисхождении и доброте».
Искренний советчик дает наставление, стремясь заслужить довольство Всевышнего и желая добра Его творениям. Поэтому он говорит мягко, терпит обиды и упреки, исходящие от человека, к которому обращено наставление. Его поведение напоминает отношение сострадательного врача к тяжело больному человеку, который терпит дурной характер, грубость, антипатию и обходится с ним внимательно, прописывая лекарство. Именно таков настоящий му`мин.
Упрекающий же под видом наставления стремится опорочить и унизить людей, однако, сам получив замечание, накидывается с бранью и руганью. Такой человек, облачившись в одеяние наставляющего и сопереживающего, говорит: «Ты совершил дурной поступок и потому достоин осуждения».
Однако мусульманин всегда видит за неправедным делом того, кого любит и к кому хорошо относится, а потому не предъявляет претензий и ищет оправдания со словами: «Никому не дарована непогрешимость! Раб Всевышнего в любой момент может оступиться. Достоинства этого человека превосходят его недостатки, а Аллах Прощающий, Милосердный!»
Также искренний советчик не вступает в полемику, если человек не принял его наставление, а лишь говорит: «Моя награда уже у Аллаха, услышал ты мои слова или нет». Такой мусульманин просит у Аллаха за грешника и не указывает людям на его недостатки. А упрекающий поступает в точности наоборот.