В Исламе развод совершается без судебного процесса, потому что в семейной жизни много тайн, и слова, сказанные на суде, могут быть лживыми. Но в некоторых особых ситуациях это решается через суд. Развод считается допустимым деянием, однако менее всего поощряемым. Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям): «Самое нелюбимое Аллахом из разрешенного (халяль) – это развод (талак)».
Согласно исламскому праву, женщина и мужчина имеют равные права в никяхе, но на развод больше прав у мужчины. Супруг может передать право на талак женщине во время заключения брака или после него. В этом случае мужчины и женщины имеют равные права на развод.
Ислам допускает возможность супругов трижды сойтись и развестись. После первых двух разводов мужчина может вернуть свою жену без никяха в период идды (определенный срок, в течение которого женщине нельзя снова выходить замуж), а после третьего развода появляются другие условия.
Виды талака
Риджи – это развод, который дает право вернуть жену в период идды без никяха и без каких-либо условий; это разрешается после первого и второго развода, после третьего – запрещается.
Баин – развод, который прерывает брак, и без нового акта никяха бывшие супруги не могут вернуться друг к другу; этот вид развода действует для первого и второго развода.
Троекратный талак – этот развод можно дать сразу, сказав «Ты разведена трижды», или: «Ты разведена, ты разведена, ты разведена»; или в результате трех отдельных разводов.
Для того, чтобы сойтись после троекратного развода, требуется хулля. Это значит, что женщина должна по истечении срока идды после троекратного развода выйти замуж за другого мужчину, провести брачную ночь и, если брак расторгается по причине смерти или развода, то после завершения идды можно вернуться к первому мужу, совершив никях; тогда супруг вновь будет иметь право на три развода.
В Исламе также существует определенные причины, когда развод может считаться выходом из сложившейся ситуации:
1) ненависть друг к другу, безнравственность супруга;
2) отказ или неспособность мужчины обеспечивать семью;
3) тяжелая болезнь или сумасшествие супруга;
4) чрезмерное совершение грехов одним из супругов, расточительность, скупость, чревоугодие, приводящие к ухудшению положения семьи;
5) бесплодие одного из супругов;
6) непонимание друг друга;
7) плохое отношение супругов друг к другу;
8) недостатки одного из супругов, препятствующие семейной жизни;
9) возникновение препятствий для брака; например: выяснится, что невеста – молочная сестра;
10) зина (прелюбодеяние) супруга;
11) несоблюдение повелений Всевышнего Аллаха.