Став халифом, Умар ибн Абдульазиз (радыяллаху анху) приказал командующему мусульманским войском Меслеме ибн Абдулмалику прибыть обратно. Армия была послана его предшественником для захвата Константинополя и в течение двух лет страдала от болезней и дефицита продовольствия. После прибытия в Шам Меслема и его солдаты вознесли хвалу халифу.
Также Умар ибн Абдульазиз (радыяллаху анху) упразднил нововведения и их результаты, а затем распорядился собрать все хадисы в единый сборник. Он стал первым мусульманским халифом, который принял решение сохранить достоверные высказывания Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям).
Умар ибн Абдульазиз (радыяллаху анху) принял решение о замене наместников, в чьем справедливом правлении он сомневался. Например, Язид ибн Мухаллеб, будучи наместником в Ираке, после войн в Джурджане и Табаристане сокрыл от государства часть трофеев. Он был смещен с поста и заключен в тюрьму. На его место был назначен Адий ибн Артад аль-Фазари.
Новым наместником Куфы стал Адави аль-Курайши, наместником Джазиры — Амр ибн Хубайра аль-Фазари. Хорасан возглавил Абдуррахман ибн Наим аль-Кушарри. Халиф распорядился отправить в Индию Амра ибн Муслима, в Северную Африку — Исмаила ибн Абдуллаха, а в Андалусию — Шемаха ибн Малика аль-Хевалани.
Управление данными как аманат землями и делопроизводство назначенных наместников не оставалось полностью свободным, а находилось под контролем самого халифа. Он следил, чтобы они не чинили несправедливости, и поэтому немедленно устранял творящих произвол представителей на местах.
Однажды Шемах ибн Малик для выполнения своего долга и продолжения реформ стал нуждаться в помощи. Он сообщил о ситуации халифу. Поскольку Андалусия находилась далеко, Умар ибн Абдульазиз отправил довольно большое количество арабских племен из Азии и Африки в регион и поселил их в Андалусии. Так Испания начала арабизироваться.
Шемах ибн Малик в точности воплотил приказ халифа в жизнь. И еще, в соответствии с предписанием Умара ибн Абдульазиза (радыяллаху анху), он велел измерить территорию Андалусии и провести перепись населения. Затем наместник занес полученные данные в книгу записей и велел составить кадастровую карту.
В 718-720 годах Шемах ибн Малик преодолел Пиренеи и вошел на территорию Франции. Он захватил город Нарбонн, а затем, двинувшись к Тулузе, являвшуюся центром правительства Акитании, окружил ее. Герцог Акитании двинулся с огромным войском на Шемаха. В результате ожесточенного сражения в окрестностях Тулузы командующий мусульманской армией был убит. Войско потерпело поражение и принялось отступать, однако благодаря принявшему командование Абдуррахману аль-Гафики мусульмане смогли вернуться в Испанию с наименьшими потерями.
В результате справедливого правления Умара ибн Абдулазиза (радыяллаху анху) хариджиты отказались от разбоя и грабежа, и вернулись к нормальному образу жизни. Население Синда получило представление об Исламе после письма халифа мусульман к местному правителю. Вскоре они отказались от ошибочных верований и массово приняли Ислам. Халиф Умар простил синдцам прошлые ошибки и оставил руководителей племени на своих постах.
Грубые племена берберов, которых не могли сломить даже самые ожесточнные атаки противников, стали мусульманами после того как увидели немало примеров справедливости благородного Умара (радыяллаху анху). Так в течение короткого периода число населения, состоящее из берберов и жителей Синда, принявших Ислам, превысило 6 миллионов человек. Они стали мусульманами благодаря влиянию личности Умара ибн Абдульазиза (радыяллаху анху), что считалось тогда поистине небывалым событием.
Однако не всем была по душе деятельность Умара ибн Абдульазиза (радыяллаху анху). Во главе них стояло семейство Бени Умейя, которое не могло простить халифу упразднение многих нововведений. Поэтому в феврале 720 года они отравили праведного халифа.
Умар ибн Абдульазиз (радыяллаху анху) не достиг блестящих военных побед. Однако он избавил Ислам от религиозных столкновений, а государство — от разрушительных конфликтов. Так он удостоился чести быть единодушно объявленным учеными-богословами своей эпохи «реформатором Ислама в 100-м году Хиджры».
(При использовании материалов islamisemya.com гиперссылка на сайт обязательна!)