С 1 сентября этого года во всех российских школах стартовал новый предмет – основы религий и светской этики. Споры о целесообразности его введения разгорелись с самого начала, когда в 2009 году с подобной инициативой выступил президент, и не утихают и поныне.
Первоначально правительство и министерство образования предложило ввести пилотный проект и преподавать новый предмет в ряде школ.
Эксперимент проходил в течение прошлого учебного года, после чего было решено изучать основы религиозных культур и светской этики по всей России.
Школьникам и их родителям предлагалось на выбор 6 модулей нового предмета.
Сюда входят основы ведущих мировых религий, такие как православие, Ислам, буддизм, иудаизм, а также основы мировых религиозных культур и светской этики. Также в спешном порядке прошли переподготовку педагоги. К преподаванию нового предмета были привлечены и люди, далекие от тетрадок и уроков – священнослужители большинства конфессий.
Изначально, по мнению чиновников, введение такого предмета направлено не только и не столько на получение знаний о религии, сколько на объединение и воспитание у детей толерантности по отношению к представителям других вероисповеданий. К сожалению, на сегодняшний день многонациональная и многоконфессиональная Россия не может похвастаться единством нации. Поэтому новый предмет имеет довольно актуальное социальное значение. Возможно, уроки толерантности со временем принесут свои плоды, и в российском обществе наступит гармония и стабильность.
Совет муфтиев России до принятия решения президентом выступал с предложением ввести в школах общий для всех курс «Основы мировых религиозных культур». По мнению мусульманских духовных лидеров, данный предмет не должен стать разделяющим детей на разные религиозные традиции, а напротив, объединять школьников различных вероисповеданий. Ситуацию прокомментировал заместитель председателя Совета муфтиев России, председатель Духовного управления мусульман Московской области Рушан хазрат Аббясов. Он заявил: «На наш взгляд, люди должны знать о культуре и обычаях друг друга, а преподавание основ всех мировых религий поспособствует этому. Так, например, ученик, который знает, что его одноклассник будь то мусульманин, христианин, иудей или буддист, отмечает тот, или иной праздник, будет стремиться поздравить его, что укрепит как их отношения, так и единство российского общества в целом».
При этом важным моментом становится именно добровольность выбора предмета как самим ребенком, так и его родителями. Принуждение, по мнению инициативной группы Минобразования, недопустимо ни в выборе дисциплины, ни в выборе религии тем более. Между тем, к сожалению, приходится время от времени сталкиваться с фактами давления в школах. Например, резонанс в обществе вызвала новость о том, как в одном из российских образовательных учреждений священник пытался окропить святой водой детей-мусульман. Конечно, это скорее исключение, чем правило, но в принципе в гуманистическом и толерантном обществе не должно случаться подобных инцидентов. Или абсурдными звучат мысли некоторых блогеров о том, что Россия – христианская страна, в которой должно изучаться в первую очередь православие. Но авторы таких мнений, к сожалению, забывают, что в России испокон веков проживают и соседствуют и евреи, и католики, и мусульмане. Подобные эскапады на фоне спорного школьного курса уж точно не ведут к национальному согласию и примирению. А школа – она должна сеять разумное, доброе, вечное в мыслях и сердцах наших детей. Они – наше будущее и от них зависит будущее нашей страны.