Институт садака имеет большое значение для общества, воспитывая братство, чувство взаимопомощи и поддерживая нуждающихся в трудных жизненных ситуациях. Милостыня стирает грехи человека, а потраченное в пользу бедных возвращается многократным баракатом.
В Коране сказано: «Кто даст Аллаху прекрасный заем, чтобы Он вернул ему, увеличив многократно? Аллах и воздерживается [от дарения], и щедро дарует, и к Нему будете вы возвращены» (Сура «аль-Бакара», 2 / 245).
В другом аяте говорится: «Воистину, мужчинам и женщинам, подающим милостыню, и тем, которые одолжили Аллаху хороший заем, будет возвращено вдвойне, и уготовано им щедрое вознаграждение» (Сура «аль-Хадид», 57 / 18).
В Священном Коране милостыня названа прекрасным займом. Мусульманин, дающий свое имущество взаймы Всевышнему, не только ничего не теряет, но и приобретает. Аллах Тааля возвращает верующему сторицей за садака в обоих мирах, если человек делал это не ради получения компенсации или благодарности от людей.
Милостыня, как и все эти благодеяния, должна быть дана искренне, от всей души, с намерением обрадовать тех, кому даётся садака, и с надеждой на довольство Всевышнего. От Абу Хурайры (радыяллаху анху) известно, что Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «Каждый день, когда верующие просыпаются утром, с небес обязательно спускаются два ангела, один из которых говорит: “О, Аллах, возмести тому, кто расходует свои средства!”, – а другой говорит: “О, Аллах, приведи скупого к ущербу!”» (Бухари, 1442; Муслим, 1010).
Ангелы делают дуа за тех, кто даёт садака, поэтому их мольбы принимаются Всевышним. Поистине, в этом большая милость Аллаха. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «Садака защищает человека от 70 видов зла, самое незначительное среди которых – проказа и лепра» (Аль-Хатиб, «Тарих Багдад»).
Садака – это одно из благих деяний, вознаграждение за которые при определённых условиях не прекращается даже после смерти верующего. Из хадиса известно: «Когда человек умирает, все его деяния прекращаются, за исключением трёх, награда за которые не перестаёт нисходить к нему даже после смерти: непрерывная милостыня (садака джария); знания, которыми могут пользоваться люди; праведные дети, которые обращаются к Аллаху с мольбами за усопшего» (Бухари, «Аль-Адаб аль-Муфрад», 38; Муслим, 1631; Абу Давуд, 2880; Тирмизи, 1376).
Умерший будет получать награду только за ту милостыню, которая и после его смерти продолжит приносить польз у людям. Ему также будет записываться вознаграждение за милостыню, которую раздают родственники за его душу. Примерами непрерывного садака являются строительство мостов, дорог, водопроводов, мечетей, медресе и других общественно-полезных объектов. Необязательно, чтобы были израсходованы большие средства: даже одно дерево, посаженное ради довольства Аллаха, считается садака джария, если оно приносит пользу людям.
У всех верующих, которые принимали участие в строительстве этих объектов, книги деяний не будут закрыты, и им за это садака будет записываться вознаграждение, пока оно будет приносить людям пользу.
Муслим Абдулаев