Удивительный обычай существовал в Османской империи c XIII до начала XX века: на улицах устанавливались двухметровые колонны из мрамора — так называемые «садака-камни». В верхних частях постаментов имелось небольшое углубление, куда любой прохожий мог положить немного денег. В любое время бедняки или остро нуждающиеся приходили к этим местам. Подобные камни-садака функционировали благодаря мусульманской добросовестности, скромности и порядочности людей, которые пользовались такой помощью.
Садака — исламское понятие, означающее подаяние, милостыню, дар имущих для нуждающихся ради Аллаха, полагаясь на щедрость Всевышнего за этот поступок. Но подающему ни в коем случае нельзя проявлять корысть. Ислам призывает совершать добрые дела только ради довольства Всевышнего, остерегаясь лицемерия на Его пути.
Садака — это одна из основных духовных обязанностей мусульманина, признающего Аллаха обладателем всех богатств, истинным хозяином вещей. Человек же — раб Всевышнего — в Исламе считается распорядителем, а не владельцем имущества.
Садака лучше давать тайно. О конфиденциальности напоминает высказывание Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям)о том, что в День Суда он не увидит никого в тени Трона Аллаха, за исключением семи групп людей, и среди них будут те, «у котго их левая рука не будет знать, что даёт правая». В Коране также упоминается, что наилучшим является садака, что даётся втайне от посторонних глаз. Незаметные добрые поступки устраняют обиды, предупреждают недопонимание, разлады, порождают взаимную любовь и благодарность.
Саадака-камни являются эхом подлинной добродетели. Известно, например, что в Стамбуле они находились и на территории рынка в районе Ускюдар; и напротив бань великого архитектора Синана; и в мечети Гюльфем Хатун. Также учёные обнаружили небольшой угольный «садака-камень» в районе Караджаахмет, который был установлен на Багдадском направлении в эпоху султана Явуза Селима. Он назывался «Текке нищих» и даже реставрировался во времена султана Махмуда.
Кроме Стамбула, такие колонны устанавливались и в других городах Турции: от Антепа до Сиваса. Так, до наших дней сохранился садака-камень, расположенный рядом с входом в мечеть Сивас Кале. Он является одним из творений архитектора Синана и выполнен в виде семиугольной призмы высотой 60 см и 40 см в обхвате. Некоторые «камни» в Стамбуле были настоящими произведениями искусства: их средняя часть привлекала внимание оригинально выполненным углублением.
Старожил района Табакхане в городе Газиантеп, по имени Биляль Зенгин, поведал следующее: «Об этих “камнях-садака” я слышал от местных торговцев и уважаемых старцев. Кроме того, и я помню, как они выглядели. Это были белые округлые каменные колонны высотой 220 см. Один из “камней” стоял рядом с мостом Табакхане Йокушу. Сразу же за постаментом располагалась малая мечеть Табакхане. Я видел и другой “садака-камень” — рядом с кладбищем Синлер. Со временем это место застроили, и колонна осталась стоять в саду школы Муниф Паша».
Садака-камни со времён правления сельджуков были залогом мира и благополучия государства, в котором счастливо жили верующие. Они были оплотом всего прекрасного в мире, воплощением духовности в обыденной жизни.
Искренне принять решение — выделить часть своих средств для нуждающихся и тайно положить это в какое-нибудь заветное место — мало кто сейчас способен на подобный поступок, равно как и взять лишь то, что действительно необходимо. Современники лишь удивляются: как можно оставлять деньги на «камне», как это люди могли соблюдать этот обычай? В наши дни мы не можем представить себе, что эти средства не возьмёт тот, кому они не предназначены, а нищий не пожелает лишнего, взяв лишь часть садака. Не будь сохранившихся свидетельств той культуры и самих «садака-камней», современный человек не поверил бы в существование такой традиции.