Салям алейкум! У нас есть такой вопрос: можно ли дать садака вместо совершения жертвоприношения?
По ханафитскому мазхабу жертвоприношение является ваджибом для богатых, свободных, совершеннолетних, дееспособных и для тех, кто не находится в пути. В Коране сказано: «Так совершай обрядовую молитву и закалывай [жертвенное животное]» (Сура «Каусар», 108 / 2).
Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «Если кто-либо, имея возможность, не совершил жертвоприношение, пусть не приближается к тому месту, где мы совершаем молитву» (Ахмад).
Это предупреждение касается тех, кто не выполнил ваджиб. В другом хадисе говорится: «Тот, кто совершил жертвоприношение до праздничной молитвы, пусть совершит его заново. А тот, кто еще не совершил, пусть принесёт жертву с именем Аллаха» (Муслим).
Не дозволено раздавать деньги жертвенного животного на садака, при этом не совершив обряд жертвоприношения в Курбан-байрам. Потому что по шариату нужно обязательно принести животное в жертву («Радду аль-Мухтар», т. 9, с. 454).
Однако если мусульманин не смог совершить жертвоприношение в дни Курбан-байрама, то жертвенное животное он отдает как садака живым. Но если он уже забил животное, то не оставляет себе часть мяса, а целиком раздает нуждающимся людям. Потому что по истечении времени байрама обязанность принесения жертвоприношения спадает и считается как садака. Если животное еще не куплено, то дается садака в размере стоимости жертвенного животного.
Это означает, что приносить жертву является обязательным поклонением. А повеление давать садака вместо совершения жертвоприношения не освобождает верующего от ваджиба жертвоприношения.
Отдел шариата и фетв Духовного управления мусульман Казахстана