Интихар – это самоубийство, лишение жизни самого себя. Жизнь дает только Аллах, и только у Него есть право ее забрать. Покушаться на собственную жизнь считается одним из самых больших грехов. Запрет на самоубийство передан в Коране и хадисах.
В Коране сказано: «О вы, которые уверовали! Не стяжайте имущества друг друга неправедным путем, а только путем торговли по взаимному вашему согласию. И не убивайте самих себя. Воистину, Аллах милостив к вам» (Сура «ан-Ниса», 4/29).
«Убивать самих себя» означает также уничтожать себя, совершая запретное, погрузившись в грех, присваивать чужое имущество, таким образом обрекая себя на муки в следующей жизни (Ибн Кясир, Тафсируль- Куран-иль-Азым, Стамбул, 1985, II, 235).
Однажды сподвижник Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям) Амр бин Аль-Ас (радяллаху анху), находясь в походе Зату-с-салясиль, должен был совершить гусуль (большое омовение), но из страха умереть от холода совершил таяммум. Поведав об этом Пророку (салляллаху алейхи ва саллям), сахаб сказал, что сделал это, руководствуясь вышеприведенным аятом. Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) одобрил его решение (Абу Давуд, «Тахара», 124; Ахмад бин Ханбал, IV, 203).
Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «Сторонитесь семи губительных грехов!» Когда его спросили: «А что это за грехи?» Он ответил: «Ширк, колдовство, запрещенное Аллахом убийство, кроме как по праву; ростовщичество; растрата имущества сироты; бегство с поля боя; обвинение верующих благочестивых женщин, которые и не помышляют о подобном, в прелюбодеянии» (Бухари, «Васайя», 23; Муслим, Иман, 144).
Самоубийство было запрещено и раньше, до Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям). В хадисе, переданном от Джундуба бин Абдуллаха, Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «Среди тех, кто жил до вас, был один человек, у него была рана. Не выдержав боли, он отрезал себе ножом руку, и умер, не остановив кровь. Тогда Всевышний Аллах сказал, что, «этот Мой раб поспешил опередить Меня, распорядившсись своей душой, и Я сделал запретным ему Рай» (Бухари, «Анбия», 50).
Во время битвы Хайбар Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) сказал о храбро сражающeмся среди мусульман воине по имени Кузман, что он будет в Аду. Сподвижник Пророка Хузаи Аксум следил за Кузманом, и увидел, что тот, будучи раненым, не выдержав боли, прислонился к мечу и покончил с собой. Когда он рассказал об этом Пророку, тот ответил: «Поистине, среди людей есть такие, кто совершает поступки обитателей Рая, но попадают в Ад. И есть такие, кто совершает поступки обитателей Ада, но попадают в Рай…» (Бухари, Кадар,5; «Рикак», 33, «Магязи», 38, Джихад, 77; Муслим, «Иман», 179).
В Судный День самоубийцы будут наказаны таким образом, каким себя убили. В хадисе сказано: «Тот, кто задушил себя в этой жизни, будет душить себя в Аду. Тот, кто зарезал себя, будет резать себя в Аду» (Бухари, «Джанаиз», 84).
В другом хадисе говорится, что тот, кто отравил себя, будет в Аду держать в руке чашу с ядом, а тот, кто убил себя, бросившись с горы, в Аду будет мучится так же (Муслим, «Иман», 175; Тирмизи, «Тыб», 7; Насаи, Джанаиз, 68; Ахмад бин Ханбал, II, 254, 478).
Согласно мнению большинства ученых Ислама, самоубийца не считается вероотступником и за него разрешается совершать намаз-джаназа. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) сказал, что убивший себя Кузман попадет в Ад, но не сказал, что навечно. Поэтому мы должны надеяться, что самоубийца, если он был мусульманином, после наказания выйдет из Ада, но для этого есть два условия: он должен умереть верующим, и не считать, что самоубийство халяль.
Известно, что Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) не стал совершать намаз-джаназа за человеком, убившем себя ножом. Таким образом Пророк выразил порицание этого поступка, но сахабы совершили джаназа-намаз за этого самоубийцу. Согласно мнению Абу Юсуфа, намаз джаназа разрешается совершить, если самоубийство совершено неумышленно или по причине сильной боли.
Аллах Всевышний доверил человеку жизнь как великий дар, аманат. Ислам велит сохранять свою жизнь, терпеть физические и душевные страдания до конца. Жестоко ошибается тот, кто думает, что может решить свои проблемы, сведя счеты с жизнью, ведь какой бы трудной она ни была, после самоубийства, и в могиле, и в Аду, его ждут мучения, несравнимые с мирскими страданиями. Пока душа находится в теле, живет надежда на милость Аллаха. Этот мир устроен так, что облегчение приходит на смену трудностям, как день сменяет ночь. Обращаясь к Аллаху, прося у Него помощи, человек уже начинает решать свою проблему. Аллах Всемогущ, Его спасение приходит порой из самых неожиданных мест и даже в самых безвыходных ситуациях. Тот, кто надеется на Него, обретет силу, пересилит любую беду с Его позволения.