Для создания каллиграфических шедевров помимо мастерства художника необходимо большое количество инструментов. Для совершенных работ нужно, чтобы все материалы тоже были безукоризненными. Особенно это относится к выбору бумаги.
Раньше бумага, в отличие от современной, не была сразу же пригодной для письма после изготовления. Изначально сырую бумагу красили в нужный цвет, потом покрывали ахаром и проглаживали для закрепления слоя и устранения шероховатостей.
Для окраски бумаги использовали растительные красители, замачивая бумагу в их отваре. Чай давал кремовый цвет, скорлупа ореха или кожура граната – светло-коричневый, семена крушины – желтый, луковая шелуха – красно-коричневый. Обычно предпочтение каллиграфы отдавали кремовому цвету.
После наступал черед покрыть бумагу ахаром – специальным составом из смеси квасцов с яичным белком. Его наносили в 1-2 слоя с помощью губки. Если бумагу, покрытую ахаром, не прогладить (или, как говорили, не «запечатать») в течение недели и сделать это позже, то она начнет покрываться трещинами, и все труды окажутся напрасными.
Для проглаживания бумагу укладывали в один слой на специальную доску – предпочтение отдавали липовой, так как это дерево не имеет прожилок. Доска должна быть ровной, слегка изогнутой к центру и не иметь швов. Чтобы обеспечить плавное скольжение, бумагу сначала проглаживали тряпкой, натертой сухим мылом, потом – кремневым приспособлением наподобие скалки.
После этого бумага становилась блестящей. Листы укладывали друг на друга и помещали под пресс. Так она должна была пролежать год. Только после всех этих манипуляций бумага была готова для письма.
Для разрезания бумаги обычно использовали ножницы с длинными лезвиями. На некоторых инструментах можно увидеть имя владельца, вырезанное на ручке. Но чаще на них можно было увидеть надпись Имени Аллаха «Йа Фаттах» – «О, Открывающий».