В фикхе (исламском правоведении) есть понятие кувуф — пара или ровня. Это означает «соответствие супругов друг другу по некоторым критериям».
Для брака женщине нужно искать это сходство и идентичность в мужчине. Нужно заранее знать: мусульманин ли тот, за кого она выходит замуж, из какого он рода, свободен ли он, чем зарабатывает на жизнь и достаточен ли его доход. Соответствие потенциальной пары этим критериям нужно для того, чтобы защитить женщину.
Все мазхабы в Исламе сходятся во мнении, что будущим супругам следует быть одинаково религиозными. Ханафиты к этому добавляют, что происхождение мужчины желательно выше, чем женщины.
Следуя критерию соответствия супругов друг другу, фикх пытается предотвратить возможные трудности и проблемы в будущем. Одинаковый экономический и социальный статус, общая вера ведёт к согласию, любви и гармонии мужа и жены, а также между их родственниками.
Совпадение по этим аспектам не является залогом успеха в браке, а лишь делает его более прочным. Одинаковые ценности при замужестве способствуют семейному счастью. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) наставлял Али (радыяллаху анху): «Никогда не запаздывай с тремя вещами: с намазом, когда пришло его время, с погребением покойного и с женитьбой, когда нашёл себе равную».
Известен также другой хадис: «Выдавайте женщин за тех, кто им подходит, пусть их женят родители. И знайте, что нет махра меньше, чем десять дирхамов».
По ханафитскому мазхабу, будущим супругам следует подходить друг другу по шести критериям: религиозность, Ислам, свобода, происхождение, состоятельность и профессия.
1. Религиозность: муж, который не придерживается норм веры и морали, не станет ровней благочестивой и непорочной супруге. Так же и нечестивая женщина не составит союз высоконравственному мужчине.
2. Ислам: без Ислама брак недействителен.
3. Свобода: раб, по мнению большинства, не ровня свободному человеку.
4. Происхождение: подобное равенство считается обязательным среди арабов.
5. Состоятельность: немаловажно и то, чтобы материальный уровень супругов был одинаковым.
6. Профессия: желательно, чтобы родственники будущих мужа и жены занимались схожими видами деятельности.
Также для установления гармоничных взаимоотношений супругам нужно обратить внимание и на соответствие друг другу по физическим качествам — это рост и привлекательность.
Все исламские правоведы сходятся во мнении, что невеста должна соответствовать жениху по всем этим критериям, только тогда их брак получится прочным. Особо алимы подчёркивают, что будущие супруги обязаны обладать одинаковой религиозностью и нравственностью. Во времена расцвета Ислама сахабы уделяли этому большое внимание. Сахль бин Сад ас-Саиди (радыяллаху анху) рассказывал: «Однажды рядом с Пророком (салляллаху алейхи ва саллям) прошёл человек. И он спросил одного из окружающих:
― Что ты скажешь о прошедшем мужчине?
― Он принадлежит к знатному роду. Он — из тех, кому не следует отказывать при сватовстве, и к чьим речам следует прислушиваться.
Расулюллах (салляллаху алейхи ва саллям) промолчал. Вскоре мимо прошёл другой человек. И он опять спросил:
― А что ты скажешь о нём?
― Это бедняк, о, Посланник Аллаха. Если он придёт свататься, то не следует выдавать за него дочь, его заступничество никому не поможет, и его слова не имеют веса.
На это Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) возразил: «Напротив, этот во много раз лучше, чем первый».
Будущим супругам не следует прельщаться внешней привлекательностью и богатством, сочетаясь браком с теми, кто отличается слабой верой и скверным нравом. Такие супружества в большинстве случаев не будут счастливыми. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) всегда советовал мужчинам-мусульманам вступать в брак с богобоязненными женщинами.
Соответствие супругов друг другу выгодно, прежде всего, женщине. Будущим мужу и жене обязательно иметь близкий уровень духовности и схожие взгляды. Ведь пары, у которых возникают разногласия по многим вопросам, не смогут создать прочные узы и уютный, счастливый дом.