Всевышний желает, чтобы мы постоянно читали зикр. Поэтому в Коране сказано: «О, вы, которые уверовали! Поминайте Аллаха многократно» (Сура «аль-Ахзаб», 33 / 41).
Аллах Тааля призывает мусульман постоянно сердцем пребывать рядом с Ним. Благочестивыми названы в Коране те люди, «которые поминают Аллаха и стоя, и сидя, и [лёжа] на боку и размышляют о сотворении небес и земли [и говорят]: «Господи наш! Ты сотворил всё это не напрасно. Славен Ты! Охрани нас от мук огня»» (Сура «Али Имран», 3 / 191).
Обязанность верующих заключается не только в совершении богослужений. Мы должны и в жизни достигнуть состояния единения с Аллахом, в котором пребываем во время намаза. Ибо Всевышний ни на миг не забывает о Своих рабах и желает, чтобы они также постоянно помнили о Нём. Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) побуждал сахабов часто поминать Аллаха. Он собирал всех в круг, чтобы вместе произносить зикры (Ахмад, IV, 124).
Расулюллах (салляллаху алейхи ва саллям) знал, что забвение Всевышнего даже на мгновение подвергает верующих большой опасности. Поэтому он молился: «Господи! Не вверяй меня нафсу даже на мгновенье!» («Джамиус-Сагир», I, 58).
Забывшая Аллаха душа впадает в беспечность. Поэтому мы должны просить прощения не только за совершённые грехи, но и за те моменты, когда человек перестаёт помнить о Всевышнем.
Известен хадис: «Если люди соберутся вместе и не будут поминать Творца, то они не обретут баракат. Путник, идущий по дороге без поминання Аллаха, совершает грех. А тот, кто ложится спать и не произносит «Велик Аллах и славен», также творит бесчестие» (Ахмад, II, 432).
Аллах желает, чтобы мы беспрестанно совершали зикр зрелым сердцем, трепещущим от восторга и волнения, в глубоких размышлениях о божественном могуществе и величии. Только так мусульманин способен осознать собственную немощь.
В Коране сказано: «Верующие — это только те, сердца которых испытывают страх при упоминании Аллаха; у которых, когда им произносят Его аяты, приумножается их вера; которые уповают на своего Господа» (Сура «аль-Анфаль», 8 / 2).
Всевышний не принимает зикр, состоящий лишь из повторения слов, который не доходит до глубины души и не вызывает волнение и трепет. Цель поминания Аллаха – искренность сердца и устремление к Создателю. Именно поэтому нравственное воспитание заключается не только в духовных уроках и молитвах, а в восприимчивости и облагораживании сердца.
Стремящийся к совершенству мусульманин является средоточием вежливости, чуткости, сострадания, милосердия, нежности и самоотверженности, становится прощающим, понимающим, терпеливым и проявляет довольство. Прекрасная нравственность ведёт к жизни в атмосфере духовности и света познания Аллаха.
У верующего развивается способность понимать тайну ниспосланных испытаний. Умар ибн Абдулазиз сказал: «Харам – это пламя, к которому протягивают руки лишь те, чьи сердца мертвы. Если бы сердца этих людей были живы, они бы почувствовали боль от ожога».
Мусульманин в состоянии поминания Аллаха защищён от небрежности, поэтому он:
— Не притронется к запретному и сомнительному.
— Оберегает душу от вещей и мест, которые могут навредить его духовности.
— Не будет увлекаться абсурдными, ложными, ошибочными идеями, обманываться быстротечными влюблённостями.
— Не станет губить жизнь плотскими желаниями и марать Книгу деяний позором и развратом.
— Украсит дни на Земле праведными делами и добром.
— Сделает Коран и Сунну путеводителями в жизни.
— Будет совершать поклонения в состоянии хушу, увеличит усердие на пути Аллаха.
Однако невежественная и грубая душа без зикра может погрязнуть в болоте грехопадения. Ибо опрометчивость является самой благоприятной почвой для грехов. Невоспитанный нафс подталкивает к совершению плохих поступков, и человек даже не ощущает духовной тяжести.
С этой точки зрения, устранение небрежности с помощью зикра служит самым лучшим способом духовной защиты. Ибо ни один человек, произносящий «бисмилляхиррахманиррахим», не в состоянии подставить ножку своему брату. Сердце, повторяющее «Аллах», не может нарочно ранить чью-либо душу.
Именно поэтому духовное воспитание означает умение жить, находясь в состоянии ихсана. Это умение превратить в жизненный принцип истину о том, что Всевышний Аллах каждое мгновение и повсюду сопровождает нас. Зикр помогает никогда не забывать о том, что Господь находится ещё ближе, чем наша аорта. Ведь Создатель знает всё, что у нас на душе, а также видит и слышит всё, что происходит с нами.