Знание есть противоположность невежеству. Кроме того, оно может быть видимым и скрытым. Имам Газали писал: «Настоящим знанием обладают те, кто являются наследниками Пророков, кому даны знания явные и сокровенные».
Всевышний говорит: «Неужели тот, кто на протяжении всей ночи поклоняется (Аллаху), падая ниц и стоя, страшится жизни будущей и возлагает надежды на милость Господа своего (, равен ослушнику в неверии его)? Спроси (, Мухаммад): «Неужели равны те, кто знают, и те, которые не знают (пути Истины)?» Воистину, внемлют наставлениям только разумом обладающие» (Сура «аз-Зумар», 39 / 9).
Толкователь Корана Замахшари даёт тафсир этого аята следующим образом: «Всевышний Аллах словом «знающие» характеризует тех, кто покорен и поклоняется Ему, невежественные же — это те, кто не знает Всевышнего или зная, не выполняет Его повелений. Алим — это тот, кто смиренно покорился Всевышнему и поклоняется Ему. В аяте указывается на то, что не подтверждающие свои знания поступками не могут быть алимами (знающими). Из аята мы понимаем, какой стыд для малознающих и не поклоняющихся, для впавших в смуты и раздоры в мире из-за заблуждений в знаниях своих. Поэтому такие люди перед Аллахом являются невежественными» (Кашшаф, V, 156).
Кроме того, в вышеуказанном аяте Всевышний оповещает нас и о том, что человек, живущий без божественного руководства, в итоге станет неудовлетворённым и несчастным. Незнание является сущностью человека. Это подтверждает упомянутое в аяте слово «невежественный» (джахиль). Совершенное знание принадлежит Аллаху, который говорит: «Вам же мало, что дано знать» (Сура «аль-Исра», 17 / 85).
Подобны капле в море знания людей пред знаниями аулия, знания аулия пред знаниями пророков, знания пророков пред знанием Расулюллаха (салляллаху алейхи ва саллям, знания Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям) пред знаниями Всевышнего. В хадисе говорится: «Того, кто руководствуется в делах знаниями, которые смог приобрести, Аллах обучит тому, чего он не знал» (Абу Нуайм, «Хуляйту-ль Аулия», X, 15).
Если человек, воспользовавшись данными ему познаниями, сможет достичь богобоязненности, тогда по воле и милости Аллаха раб достигнет и должной образованности. Таким образом в человеке проснётся возможность постижения Всевышнего Аллаха и откроются божественные тайны. В аяте сказано: «Страшитесь же Аллаха — учит Он вас (добру), ведая обо всём сущем» (Сура «аль-Бакара», 2 / 282).
(При использовании материалов islamisemya.com гиперссылка на сайт обязательна!)