Скромность, стыдливость, стеснительность – те качества человека, которые одобряет и любит Всевышний. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) говорил, что источник и основа стыдливости – это вера. Истинно набожный мусульманин попадет в Рай, но если при этом он ведет недостойный образ жизни, недоброжелателен и причиняет зло другим, то его ожидает наказание Аллаха.
В каждой религии есть свое понимание нравственности. В основе Ислама это – стыдливость, которая украшает человека, дарит счастье и служит источником гармонии. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям), как рассказывали о нем сподвижники, был столь предупредителен, скромен и стыдлив, что его очень часто сравнивали с благочестивой юной девушкой.
Среди сподвижников Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) наиболее стыдливым был Усман бин Аффан. Он всегда старался быть предупредительным и ничем не вызвать в наставнике чувства стеснительности, несмотря на то, что был его зятем. Говорили, что Усман был столь благочестив, скромен и застенчив, что его в свою очередь стеснялись даже ангелы.
Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) советовал сподвижникам: «Вы стесняйтесь своего Создателя так, как это следует делать». Он так разъяснял, что означает быть стыдливым перед Аллахом: «Тот, кто стыдится Всевышнего, защищает свои мысли и намерения от тех вещей, которыми Он будет недоволен».
Это означает не смотреть на то, на что Аллах не позволил смотреть. Не слушать тех речей и не произносить те слова, которые Он не одобряет. Стесняться Всевышнего — значит оберегать свой желудок и тело от запретного. Другими словами, нужно быть хозяином своего сердца и разума, не прикасаться к греховному и не ходить в нечестивые места.
Человек, который по-настоящему стыдится Всевышнего, должен помнить о смерти. В один из дней его душа покинет тело и бренный мир. Поэтому нужно использовать мирское существование для достижения счастья в вечности. Все соблазны – украшения, привязанности, развлечения – удовлетворяют лишь минутные потребности. Истинно верующий человек должен усилием воли и ради Всевышнего от них отказаться. И когда мусульманин смог сказать «нет» всему суетному, он обретает возможность по-настоящему прочувствовать и ощутить истинную стыдливость.
Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) уточнял: «Когда раб Всевышнего станет бояться и стыдиться Его так, как это следует делать, то и Аллах будет предупредительным по отношению к нему. Когда благочестивый человек искренне и с раскрытыми ладонями будет молить Его, то Всевышний устыдится отказать ему во всех его просьбах».
Стыдливость означает невозможность смотреть на махрамные места другого человека. Посторонние мужчины и женщины должны скрывать их друг от друга. Исключение составляют муж и жена, потому что они как одно целое. Однажды Пророк (саляллаху алейхи ва саллям) заметил, как у сахаба приобнажились бедра. Он немедленно велел тому закрыться и напомнил, что эти части тела – махрам и их нельзя показывать посторонним.
В другой раз Пророк Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) увидел человека, который, не стесняясь, мылся на улице. Он подозвал его к себе и сказал: «Всевышний стыдлив и очень любит тех, кто обладает этим же чувством, скрывая от посторонних взглядов аурат». И посоветовал мужчине больше не совершать омовения там, где его наготу могут видеть остальные; но если нет другой возможности поддержать чистоту тела – мыться, закрыв махрамные места.
Отдельно стоит упомянуть, как вести себя в местах для общественного омовения. Если смотреть на Сунну Пророка (салляллаху алейхи ва саллям), то в те времена мусульмане не знали, что такое бани. Караванщики и купцы, которые побывали во многих уголках земли, рассказали ему об их пользе. Выслушав их, он заявил, что поведение в общественной бане не соответствует адабу мусульманина и сначала посоветовал не ходить туда.
Когда Расулюллах (салляллаху алейхи ва саллям) узнал, что живущие в холодном климате люди лечатся с помощью пара и теплого камня и еще лучше очищают свое тело, то повелел мыться в публичных банях, закрывая части тела ниже пояса. Он запретил посещать их женщинам и пояснил, что так рвется пелена адаба между ними и Всевышним. Исключение сделано лишь для больных, которые действительно нуждаются в такой процедуре, и женщин в состоянии послеродового очищения. А современные мусульманки посещают баню, закрыв тело от груди до колен специальным покрывалом.
Как-то раз несколько обнаженных молодых людей заметили Расулюллаха (салляллаху алейхи ва саллям) и побежали прочь. Он же был удивлен и рассержен: эти юноши не стыдятся Всевышнего, не боятся ослушаться и прячутся от своего Пророка (салляллаху алейхи ва саллям). После чего он строго предупредил нечестивцев и всех людей – больше так не поступать.
Каждый человек обязан закрывать свое тело. Чувство стыдливости должно присутствовать и у мужчин, и у женщин. Между верой и чувством стыдливости существует очень крепкая связь. Когда пропадает одна, следом за ней исчезает другая. Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) так говорил об этом: «Вера и стыдливость – то, что лежит в основе благочестия человека. Если уходит стыдливость, то со временем пропадает вера. Если исчезает вера, то после теряется и стыдливость».
Он отмечал, что чувство стеснительности было присуще самому первому человеку и поэтому Адам всегда был защищен от дурного. А выражение «после того как ты перестанешь стыдиться, ты можешь делать все что угодно» произносили пророки всех религий.
(При использовании материалов islamisemya.com гиперссылка на сайт обязательна!)