Михраб — ниша в мечети, указывающая направление к Каабе. В первые годы Хиджры михраба в мечети не было. Михраб также является местом, где имам совершает молитву. С двух сторон михраба на стене обычно написаны арабской вязью слова «Аллах» и «Мухаммад». Основная особенность внутреннего убранства мечетей — утонченная простота и скромность. Глаза и сердце верующего в мечети не должны отвлекаться от молитвенного состояния, поэтому и украшения михрабов выдержаны в строгом стиле.
Минбар (буквально «возвышенное место») — своеобразная кафедра в форме трех и более (до девяти) ступенчатых лестниц, с которых в мечети читают проповеди и хутбы. В первые годы после Хиджры минбара в мечети не было, но с увеличением джамаата понадобилось построить некую возвышенность, чтобы Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) могли видеть и слышать все присутствующие. В начале Пророк (салляллаху алейхи ва саллям), читая хутбу, опирался на высохший ствол финикового дерева. Затем на место этого дерева построили специальный минбар — строение, имеющее две ступеньки и место, на котором можно было сидеть. Многие из сахабов слышали жалобный стон ствола финикового дерева, когда Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) покинул его. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) проводил рукой по нему, лаская его, и стон прекращался. Первый минбар был построен из дерева. С тех времен форма минбара видоизменялась, но функции остались прежними. После Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) халиф Абу Бакр (радыяллаху анху) из адаба, почтения и уважения к Пророку, читая хутбу, вставал на вторую ступеньку; праведный Умар (радыяллаху анху) — на первую; праведный Усман (радыяллаху анху) занял третью ступеньку, иначе ему пришлось бы стоять на ровном месте, а это бы противоречило Сунне. Предание гласит, что первый занавес на минбаре тоже ввел в пользование Усман (радыяллаху анху).
В мечети Пророка место между минбаром и Равза –и–Мутахарра (могилой Пророка (салляллаху алейхи ва саллям)) считается самым благословенным и почитаемым. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) говорил, что это место — один из райских садов (Несаи, «Масаджид», 8).
Минарет (от араб. манара, букв. «маяк») — башня, с которой муэдзин призывает мусульман на намаз. Минарет возводится рядом с мечетью или включается в ее композицию. Ранние минареты часто имели винтовую лестницу или пандус (спиралевидные минареты), в поздних лестницы находятся внутри башни. Различаются два основных типа минаретов — четырехгранные (Северная Африка), либо круглоствольные (Ближний и Средний Восток). Минареты украшались узорной кирпичной кладкой, резьбой, глазурованной керамикой, ажурными балконами. Самый высокий минарет мечети Эмир Абдулкадира (107 метров) находится в Алжире. Второй по высоте минарет находится в Индии (72 метра); третий – в Турции, в городе Эдирне, высотой70 метров. Полумесяц на минаретах стал применяться в архитектуре мечетей около 665 лет назад. Религиозное подтверждение необходимости использования полумесяца на куполах мечетей отсутствует. Одной из предположительных причин появления полумесяца на зданиях мечетей является то, что мусульманское летоисчисление происходит по лунному календарю. Полумесяц и минарет отличают мечеть от других зданий.
С минарета читается азан – это призыв мусульман на молитву. Слова азана произносятся на арабском языке: длинно и торжественно. Призывающий на молитву человек должен быть носителем исламской нравственности, обладателем красивого голоса. Азан читается с возвышенного места (минарета). Слова азана необходимо повторять про себя (мустахаб). Азан читают в уши новорожденному ребенку, чтобы первое, что он услышал, были слова, возвеличивающие имя Аллаха.
Аллаху Акбар! (4 раза)
Ашхаду альля иляха илляллах! (2 раза)
Ашхаду анна Мухаммадар-Расулюллах! (2 раза)
Хаййя ‘аля с- салях! (2 раза)
Хаййя ‘аля ль-фалях! (2 раза)
Аллаху акбар! (2 раза)
Ля иляха илляллах!
Аллах велик! (4 раза)
Я свидетельствую, что нет Бога, кроме Аллаха! (2 раза)
Я свидетельствую,
что Мухаммад Посланник Аллаха! (2 раза)
Спешите на молитву! (2 раза)
Спешите к спасению! (2 раза)
Аллах велик! (2 раза)
Нет бога, кроме Аллаха!
Муэдзин — человек, призывающий на молитву, тот кто провозглашает азан. Первым муэдзином в истории ислама был Билял (радыяллаху анху).
Читайте подробнее о минбаре: Минбар — шедевр зодчества