Идут споры о продолжительности жизни, обстоятельствах смерти и месте её захоронения. Существуют сведения о том, что на момент распятия сына ей было 49 или 50 лет. После этого она прожила 10 или 13 лет и умерла в возрасте то ли 63, то ли 72 лет (Патш, c. 218—219; Тюмер, с. 78—79). Предполагается, что Иса поручил свою мать апостолу Иоанну, и тот забрал Марьям в свой дом в Иерусалиме (Иоанн, 19 / 26—27). К тому времени Иосифа уже не было в живых.
Проживший дольше всех апостолов Иоанн мог быть единственным свидетелем смерти Марьям, однако ни в его варианте Евангелия, ни в сборнике его писем в Новом Завете не сказано ничего о жизни Марьям после ухода сына. Среди христиан распространены две основных версии: она покинула Иерусалим вместе с Иоанном и до смерти жила в Эфесе или же оставалась и умерла в Иерусалиме.
Сторонники иерусалимской версии настаивают на том, что, отправившись в Эфес, Иоанн не взял с собой Марьям. Или он поехал туда в более позднее время, до которого она не дожила. В этом случае было бы важно установить дату поездки. Согласно Новому Завету, оставшийся в Иерусалиме после вознесения Исы (алейхиссалям) апостол продолжал жить там, несмотря на гонения христиан и убийство Стефана, и принял участие в Иерусалимском соборе в 48-м или 49-м году («Деяния апостолов», 15 / 6; «Послание к галатам», 2 / 9).
Пребывание Павла в Эфесе в ходе третьего миссионерского путешествия и создание здесь духовного центра свидетельствует о том, что Иоанн не был здесь в указанный период («Деяния апостолов», 19 / 8—9). Ибо Павел сообщал: «Притом я старался благовествовать не там, где [уже] было известно имя Христово, дабы не созидать на чужом основании» («Послание к римлянам», 15 / 20). Сторонники этой гипотезы приводят и другие аргументы в пользу того, что Иоанн мог отправиться в Эфес после смерти Павла (Патш, с. 219). Например, начало войны евреев с римлянами (67 или 68 год) и разрушение Иерусалима (70 год). К тому времени Марьям достигла бы глубокой старости (90 лет) и вряд ли осилила дорогу (DB, III / 2, с. 1162; DBS, I, 652—653; Джуги, с. 10).
Апокрифические писания также поддерживают версию, что Марьям умерла в Иерусалиме. Согласно самому важному источнику об её смерти, «Transitus Mariae» (Новая Католическая Энциклопедия, IV, 1017), после ухода сына убитая горем мать молилась на пустой могиле и на Голгофе, отдала богу душу в Иерусалиме и была похоронена в Иосафатовой долине (Апокрифический Новый Завет, с. 194—227).
В апокрифических произведениях могила Марьям всегда связана с Иерусалимом или его окрестностями, что указывает на важность этой темы для первых христиан. Император Маркиан и императрица Пульхерия, построившие в Стамбуле (Константинополе) базилику в её честь, в 451 году на Халкидонском соборе попросили иерусалимского патриарха Ювеналия прислать останки матери Исы (алейхиссалям). Однако патриарх сказал, что это невозможно, так как могила пуста — Марьям пролежала в ней не более трёх дней, после чего вознеслась на небо. В качестве самого распространённого подтверждения слов Ювеналия, который первым указал на захоронение Марьям в Иерусалиме, приводится ныне существующая церковь Вознесения девы Марии в Иосафатовой долине. В недавно найденном документе на коптском языке также говорится о том, что со времен Ювеналия Иосафатову долину почитают как место захоронения Марьям (DB, IV / I, с. 802—803; DBS, I, 653, 656).
Могила Марьям существовала до времён императора Тита и при разрушении города была засыпана землёй. Считается, что в V веке это место, к которому вели 60 ступеней, нашли благодаря усилиям императрицы Пульхерии (Тюмер, с. 79—85). Однако в Иерусалиме в качестве захоронения предлагают три различных места: вышеупомянутую Иосафатову долину, Гефсиманию и гору Сион (DBS, I, 654; Патш, с. 219—220). С другой стороны, все теологи и историки, говорящие о вознесении Марьям, говорят именно об Иерусалиме (DBS, I, 665).
Источник: Исламская энциклопедия. Издательство: «Вакф Дианет», Анкара, Том: 29, стр. 241. Раздел: Марьям.
Автор: Умар Фарук Харман
Перевод с турецкого для сайта «Ислам и семья»
О благочестивой Марьям в Исламе
О благочестивой Марьям в Новом Завете