Благочестивый Баязид Бистами говорил:
«Мое сердце вознесли на небо. Оно обошло весь неземной мир и вернулось назад. Я спросил у сердца:
– Что ты принесло оттуда?
– Любовь и согласие! Я увидело, что оба эти чувства необходимы там (Аттар, «Тезкира», 202).
Всевышний может время от времени жаловать своим праведным рабам множество духовных состояний, сердечных открытий, озарений, неожиданностей и вдохновений.
Иногда они происходят во сне, иногда в полудреме, а то и в процессе глубоких размышлений или медитации. Откровения благочестивого Баязида Бистами также являют собой пример увиденного в божественном мире. Такого рода выражения, даже не будучи предсказаниями, раскрывают высокие горизонты для искренне следующих по божественному пути.
Ведь любовь и согласие – это два самых важных состояния для освещенного светом веры сердца. Эти два качества – самый ценный капитал для прогресса в путешествии души верующего к Всевышнему.
В основе веры также лежит любовь. Вера, это своего рода привязанность в любви к Аллаху и тем, кого Он любит. Мерилом же любви является самоотверженность. Таким образом, любящий должен воспринимать необходимость приносить жертву во имя любви как главную ценность, удовольствие и счастье.
Истинно любящий Всевышнего раб божий будет любить и предписанную ему судьбу – благополучную или несчастную. Это состояние согласия, смирения. И более того, сердце, полное любви к Аллаху, будет воспринимать предписанную ему Всевышним судьбу более счастливой, чем собственные планы, мечты и ожидания.
Смирение – это одно из самых великих качеств человеческой сути, достигшей своими радениями состояния доверия, то есть духовного спокойствия. Кроме того, Всевышний, характеризовал находящихся возле Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) верующих следующим образом:
«… (они) совершают земной поклон, взыскуя милости и благоволения Аллаха…» (Сура «аль-Фатих», 48/29).
Если мы хотим, чтобы Всевышний был доволен нами, прежде всего, должны проявить смирение перед своей судьбой, всегда быть в состоянии благодарности и восхваления Великого Творца.
Земля – это место божественного испытания, поэтому жизнь всегда проходит в чередовании радости и горя. Пророки были для нас самыми лучшими примерами того, как нужно успешно проходить эти жизненные экзамены:
Например, Айюб (алейхиссалям)… В результате пережитых им тяжелых испытаний он потерял богатство, детей и здоровье. Однако вместо жалоб и криков всегда благодарил и славил Всевышнего. Он ни на йоту не отступил от состояния согласия и смирения с Аллахом.
Не выдержавшая этого жена просила его:
– Ты ведь Пророк, твоя молитва будет принята. Помолись и попроси выздоровления! Однако благочестивый Айюб (алейхиссалям) воспротивился этому:
– Жена моя! Всевышний пожаловал мне восемьдесят лет здоровья. Болезнь моя, опять же, не длится так долго. Я страдаю всего лишь несколько лет. Мне стыдно просить у Всевышнего здоровья!»
По причине проявленного Айюбом (алейхиссалям) во всех божественных испытаниях исключительного смирения, он удостоился от Аллаха эпитета «какой прекрасный раб».
На протяжении истории человечества ни один человек не мот достичь уровня благочестивого Сулеймана (алейхиссалям) в земном богатстве и власти. Однако мирские соблазны не занимали его душу. Сердце благочестивого Сулеймана (алейхиссалям) не стало зависимым от мирских богатств. Власть над миром не превратилась в преграду для его единства с Аллахом. Его сила и мощь не нарушили качеств скромности, покорности, и самоотречения в служении Всевышнему. Сулейман (алейхиссалям) никогда не возносился, зная, что все его богатства пожалованы Аллахом. Напротив, он всегда говорил:
– Я бедняк. Бедняку подобает общение с бедными.
С такими убеждениями благочестивый Сулейман (алейхиссалям) жил в благодарности, смирении, и, особенно, в скромности. Поэтому он также был удостоен Всевышним эпитета «какой прекрасный раб».
Значит, в состоянии нужды и трудностей мы должны не бунтовать, а вооружиться терпением. В богатстве не следует преисполняться гордыней и излишествовать. Таким образом, в любых ситуациях нужно покоряться своей судьбе. Ведь это состояние является поводом к похвале Всевышнего. Ведь благодарные богачи и терпеливые бедняки имеют одинаковые возможности получить одобрение Аллаха.
«Но мало кто из Моих рабов благодарен» (Сура «Саба», 34/13). Божественное откровение говорит, что это редко встречающееся среди людей качество. Оно демонстрируется только после преодоления сердцем множества ступеней развития.
(Специально для сайта «Ислам и семья»).