Как превратить наше состояние и детей в благо для будущей жизни – важнейшая задача для каждого из нас. Всевышний делает акцент на семье как на едином целом, потому что крепкая семья — основа процветающего общества. Если же она состоит из слабых звеньев, то общество всегда уязвимо для зла и уловок шайтана.
Тем не менее, если отдельно взятая семья является сильной, а отношения между ее членами – гармоничными, то общество становится неделимой нацией. В Коране сказано: «О, вы, которые уверовали! Остерегайтесь вместе с вашими семьями огня, топливом для которого служат люди и камни. К нему приставлены ангелы — суровые, сильные, которые не отступают от повелений Аллаха и выполняют то, что им велят» (Сура «ат-Тахрим», 66 / 6).
Мы обязаны перед Всевышним нести ответственность за наших детей, поскольку они являются продолжением рода и Аллах доверил мусульманам воспитывать их в соответствии с предписаниями Ислама. Если мы выдержим это испытание, то сможем заслужить Рай, в противном случае мы попадем в адское пламя. Об этом сказано в Коране: «Ваши дети и имущество — только соблазн для вас, а великая награда — у Аллаха» (Сура «ат-Тагабун», 64 / 15).
Выдержать это испытание далеко не просто, поскольку Всевышний предупредил, что даже наша собственная семья может стать нашими врагами, если окажется препятствием в стремлении к Раю и помешает выполнять предписания Аллаха: «О, вы, которые уверовали! Воистину, среди ваших жен и детей есть враги вам. Так остерегайтесь же их. А если вы простите их, смилуетесь над ними и сжалитесь, то ведь Аллах — прощающий, милосердный» (Сура «ат-Тагабун», 64 / 14).
И наоборот, если мы стремимся воспитывать наших детей в свете Корана и Сунны Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям), то они становятся наиболее ценным капиталом для нас в этом мире и в будущем. Дети дарованы нам Всевышним как аманат, поэтому плоды от их хорошего воспитания можно видеть в течение нескольких поколений: «Богатство и сыновья — украшения жизни в этом мире, однако праведные деяния, [плоды которых] вечны, Господь твой оценит выше, и на них лучше возлагать надежды» (Сура «аль-Кахф», 18 / 46).
Коран изобилует примерами воспитания пророками своих детей, которые дают пример всем мусульманам, как вырастить благочестивое потомство.
Навыки общения
Первый и самый важный навык – это доверительное общение между детьми и родителями. Им нужно находиться на одной нравственной волне и разделять схожую точку зрения, как мы видим из примера пророка Ибрахима и его сына Исмаила (алейхимуссалям): «Когда сын достиг того, чтобы разделить усердие с ним, [Ибрахим] сказал: «О, сын мой! Воистину, я видел во сне, что я приношу тебя в жертву с закланием. Что думаешь ты [об этом]?» Сын ответил: «О, отец мой! Поступай так, как тебе велено. Если так будет угодно Аллаху, ты найдешь меня терпеливым»» (Сура «ас-Саффат», 37 / 102).
Пророк Ибрахим (алейхиссалям) не был обязан спрашивать сына перед выполнением повеления Всевышнего, однако он ценил мнение своего ребенка, уважал его чувства и всячески укреплял семейные отношения. Так он преподал всему человечеству урок нравственности и показал, что все мы должны иметь прочную связь с потомством, которое, в свою очередь, не разочарует нас в чаяниях.
Пророк Исмаил (алейхиссалям) не только оправдал ожидания отца, но даже сделал шаг в подготовке отца к этому серьезному испытанию. То же самое случилось и с правнуком пророка Ибрахима, когда пророк Юсуф рассказал отцу, пророку Якубу, о своем сне, и отец попросил его не говорить об этом братьям, которые могут выступить против него. Якуб (алейхиссалям) укрепил волю своего сына заверениями о его избранности для великой миссии, как Всевышний делал прежде, и заверил о всесторонней поддержке в будущем.
Тесное общение между членами семьи скрепляет общество и помогает выстоять в любой житейской буре на их пути, как мы видим в случае с пророком Ибрахимом (алейхиссалям) и его супругой Хаджар. Когда он оставил жену с новорожденным сыном Исмаилом посреди пустыни между Меккой и Каабой без объяснения причин, единственная вещь, о которой спросила Хаджар, – являются ли его действия выполнением Воли Аллаха? Пророк подтвердил это, и супруга покорно выполнила то, что от нее требовалось, так как знала, что Он никогда не оставляет Своих рабов и женщина может уповать на Него.
Таковым было воспитание Хаджар, когда она не спорила с мужем даже в самой непонятной ситуации, даже когда он оставил ее с новорожденным ребенком в безлюдной местности. Эта женщина и ее сын проявили терпение, и его плодами стало возникновение источника чистой воды Зам-зам под ногами ребенка Исмаила и появление одного из ритуалов Хаджа, который мусульмане будут выполнять до наступление Судного Дня – это бег между холмами Сафа и Марва. Таков награда Всевышнего, когда семья, как единое целое, живет в гармонии с Творцом и выполняет Его предписания.
Таким образом, Аллах дает баракат тем семьям, которые вместе остаются твердыми в своей вере. Для этого каждый должен научиться жертвовать собой, как поступали члены семьи пророка Ибрахима (алейхиссалям). Испытание Всевышнего выдержал он сам, его супруга, сыновья и даже пожилой отец. Однако пророк ни минуту не колебался в своей приверженности Аллаху. Он пытался убедить своего отца принять Ислам, в то время как тот был непреклонен в своем неверии и даже пригрозил наказать пророка Ибрахима (алейхиссалям). И в итоге терпение посланника Всевышнего было вознаграждено, когда, несмотря на все преграды, он просил прощения за своего отца.
Таково наследие отца пророков, Ибрахима (алейхиссалям), который установил нравственные ориентиры для жизни семьи, придерживающейся Таухида. Она может стать моделью поведения в современном общества и спасти семью от всех опасностей этого мира.