В Кабардино-Балкарии, как и во многих других кавказских республиках, не принято, чтобы младшая из сестер выходила замуж, пока незамужней остается старшая. Так было заведено на протяжении многих веков. В наши дни многие уже поступают вопреки этому старому правилу, но все же беспокоясь о том, что люди скажут. И конечно, согласовав «смелый» поступок со старшей сестрой.
Старшая сестра, как и старший брат, заслуживает уважения и почитания младшими сестрами и братьями — это раз и навсегда установлено национальным этикетом. Адыги отличались строгим следованием этому своду правил, адыгэ хабзэ.
Он всегда был основой их жизненного уклада, его соблюдение было, что называется, хорошим тоном, его перенимали соседние народы. По словам Светланы Алхасовой, ведущего научного сотрудника Института гуманитарных исследований, испокон веков живущим по хабзэ подражали. Жить согласно этикету считалось престижным.
Младший брат тоже редко женится, покуда этого не сделал старший. Местные ученые объясняют такой порядок замужества уважением к тем, кто старше тебя.
Мне кажется, дело в том, что раньше замуж выходили рано, в 14–15 лет, поэтому юных девушек брали замуж охотно, и семья всегда старалась первой выдать старшую, чтобы та, упустив свое время, не осталась в родительском доме навсегда. Думаю, что в старину 25-летняя считалась старой девой.
Некоторые исследователи традиций отрицают наличие каких-либо практических причин строгого соблюдения очередности замужества. «Основания для этого были исключительно нравственные», — говорит Светлана Алхасова, ведущий научный сотрудник Института гуманитарных исследований.
Знакомые семьи Кардановых из Нальчика долго обсуждали поступок одной из дочерей Залима и Миланы: Залину, младшую дочь, украл ее молодой человек, с которым она встречалась почти год, тогда как старшая, Рита, только планировала замужество. Заключив исламский брак, молодая пара без согласования с родными уехала из республики, и уже почти полтора года они живут и работают в Подмосковье, а с родными связь поддерживают только по телефону, ни разу не приехав.
Уже столько времени прошло, на Залину зла никто не держит, мать извелась — что там с ней, как она? У нас не такая семья, чтобы испортить отношения из-за замужества не в свою очередь. И у меня сердце не на месте.
Младшая не объясняет, почему вдруг экстренно уехала, но Рита предполагает, что Залина испытывает чувство вины и перед ней, и перед родителями.
Светлана Алхасова приводит другой случай — когда из четырех сестер первой вышла замуж младшая, 18-летняя, вызвав скандал на все село. Следом — сестра чуть постарше, потом еще постарше. А самая старшая, 30-летняя, так и осталась одна. «До конца жизни. Несмотря на то что была самая красивая из всех, настолько хороша собой, что и в старости была красива», — вспоминает Светлана.
Обычай очередности при заключении брака раньше соблюдался очень строго. Если его нарушали, это очень осуждалось людьми. Бывало так: чтобы обойти это правило, парень по предварительной договоренности крал тайком младшую сестру. Но это не просто осуждалось, это был позор для родителей и для всей семьи.
Чаще всего молодые даже уезжали из родных мест. И все равно про такую девушку говорили с осуждением до конца ее жизни. Она была как будто преступница.
Однако на все это нужно посмотреть и с другой стороны. Если старшая не выходит замуж по какой-то причине (а причин может быть масса), то она до конца жизни старая дева. Молодой человек, претендовавший на руку младшей сестры, в таком случае спустя какое-то время женится на другой. «Для девушки это, конечно, трагедия, и зачастую она кончается печально, может довести девушку до самоубийства…», — говорит Алхасова.
По словам ученой, эта традиция стала причиной множества сломанных судеб и личных драм. О таких случаях в народе складывали песни и создавали легенды.
Сейчас это правило соблюдается уже не слишком строго, но все равно оказывает влияние на жизнь большинства кавказских семей. Алхасова говорит, что есть пуританские адыгские семьи, верные традициям, а есть такие, которые отходят от традиций, что-то из них даже осуждая.
Современная урбанистическая культура разительно меняет взаимоотношения в традиционной национальной семье. Консерваторов, по мнению ученых, уже меньше, но все же они есть.
Этот обычай до сих пор строго соблюдается в отдаленных селах, особенно высокогорных, поясняют исследователи кавказских традиций. Чем дальше от города, тем серьезней к нему относятся.
Я из городской семьи, младшая сестра, вышла замуж раньше старшей, и никаких ссор и непонимания не было. Правда, когда Алим сделал мне предложение, первой я сказала об этом сестре. Причем так: «Лаура, я хочу спросить твоего совета…» Она с пониманием меня выслушала, никаких размолвок не возникло. Но когда замуж выходила моя однокурсница, опередив старшую сестру, они поссорились, я помню. Не знаю, как у них сейчас, тем более что старшая тоже уже замужем, но тогда сестры даже не разговаривали друг с другом.
Фото с сайта: http://fond-adygi.ru
Источник: smartnews.ru