Исламское искусство необычайно богато. Оно включает в себя множество стилей и элементов. Наиболее выдающимися считаются три стиля средневекового исламского искусства – аббасидский, омейядский и фатимидский.
Аббасидский стиль возник в Ираке между 750 и 850 годами, когда династия Аббасидов находилась на пике своего могущества. Халифы построили огромные и богато украшенные дворцы в Багдаде и Самарре и стимулировали развитие разных направлений искусства. В ту эпоху особую значимость приобрел абстрактный стиль, который оказал сильное влияние на исламское искусство в последующие века.
Куфический почерк
При создании копий Корана каллиграфы использовали утонченные формы арабской вязи, регулируемые строгой системой пропорций. Куфический почерк является самой ранней формой арабской каллиграфии. Этот стиль стал характерным для искусства Аббасидов и использовался для надписей на зданиях и других объектах.
Виноградные листья
Виноградная лоза и другие растения издавна использовались для обозначения процветания в искусстве Ближнего Востока. Они оставались популярными и в аббасидском искусстве. Узоры в виде виноградных листьев очень похожи на те, которые использовались в римском искусстве. Такие узоры когда-то украшали одну из стен во дворце Аббасидов.
Жизнь при дворе
Следуя древней традиции, фигуры на чашах аббасидского периода обычно изображают жизнь при дворе. Подобные узоры наносились обычно на дорогие блюда из серебра или золота.
Испанский стиль Омейядов
Династия Омейядов захватила власть в Испании в 750-е годы и отделилась от империи Аббасидов. В результате в местном искусстве развился особый стиль. Омейяды использовали многие римские и византийские формы, вероятно, чтобы их искусство отличалось от аббасидского, но в обоих направлениях использовались арабские надписи и стилизованные мотивы листьев.
Придворное великолепие
Вслед за византийскими правителями Омейяды заказывали изысканные шкатулки из слоновой кости для своих дворцов. Но политические и религиозные сюжеты, изображенные византийцами, не могли быть использованы в исламском государстве. Поэтому Омейяды создали собственные сюжеты, основанные на изображении дворцовой жизни.
Почерк и орнамент
На шкатулках из слоновой кости из омейядской Испании часто встречается арабская надпись, говорящая о том, для кого они были сделаны. Она сделана изящным почерком, являющимся более поздней формой куфического стиля.
Фатимидский стиль
В 969 году Фатимиды захватили Египет и основали Каир в качестве столицы. По их распоряжению были созданы многие роскошные произведения искусств, которые были распространены у Аббасидов, такие как блестящая керамика и резной горный хрусталь.
Но сила Аббасидов уже угасла, и Фатимидам было легко превзойти их. Их искусство демонстрирует «чистый» исламский стиль, без очевидных связей с более ранним римским и мусульманским искусством.
Сбалансированная конструкция
Этот выдающийся образец фатимидского горного хрусталя имеет тонкие, как бумага, стенки и элегантную форму. Украшения сделаны с большой осторожностью, так что резные и плоские поверхности находятся в равновесии. Главный мотив – хищная птица, нападающая на газель, вероятно, означает символ власти.
Отгоняя зло
Это очень редкая панель из дерева и слоновой кости из фатимидского Египта. Шестиконечная звезда в центре является более простым мотивом, нежели более поздние геометрические узоры из Египта. Это так называемая печать Сулеймана/Соломона, которая, как полагали, отгоняет беду.